Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Костанайская ассамблея: к истории создания

1350
Костанайская ассамблея: к истории создания - e-history.kz
Сегодня в Казахстане празднуют День единства народов Казахстана. Огромную роль в укреплении казахстанского общества играет Ассамблея народа Казахстана. В этом ей помогают региональные ассамблеи

Праздник в этом году проходит в непростых условиях, что в очередной раз доказывает необходимость сплочения нашего народа. Ассамблея народа Казахстана была создана 25 лет назад. Параллельно с этим проходил процесс создания ее региональных филиалов.

О том, как шло становление региональной ассамблеи Кустанайской области порталу Qazaqstan Tarihy рассказал доктор политических наук, главный научный сотрудник Института истории государства КН МОН РК Жапсарбай Ильясович Куанышев. Стоит отметить, что автор изучал историю организационного оформления создания областной Ассамблеи на основе материалов Государственного архива Кустанайской области.

 

В декабре 1992 года прошел первый Форум народов Казахстана, где прозвучала идея о создании Ассамблеи народов Казахстана. Можно предположить, что с этого времени, а возможно уже и в ходе подготовки к проведению вышеуказанного Форума, была начата работа по подготовке создания Ассамблеи. По крайней мере, задолго до 1 марта 1995 года, когда Указом Президента было утверждено Положение об Ассамблее народов Казахстана, регионы уже приступили к реализации этой идеи Первого Президента Н.А.Назарбаева.

Первым официальным документом, который был направлен в Кустанайскую область по данному вопросу, была записка от 17 января 1995 года, подписанная тогдашним Вице-Президентом Республики Казахстан Е.М. Асанбаевым. Она была адресована Главе Костанайской области Турсумбаеву Б.М. и к ней были приложены документы с подробными сведениями. В письме отмечалось, что на базе существующих национально-культурных центров и советов ветеранов намечается создание АНК. При этом, предполагалось, что региональные ассамблеи будут создаваться при главах областных администраций. В связи с этим им поручалось не позднее 3 февраля 1995 года проработать этот вопрос и создать областную организацию АНК, избрать их представителей в республиканскую Ассамблею согласно квоте с соблюдением представительства различных национальностей. Кроме того, из числа предложенных кандидатур необходимо было определиться с персоналиями, которые будут внесены в состав оргкомитета по подготовке и проведению первой сессии Ассамблеи народов Казахстана.

В приложенных документах имелись подробные сведения об Ассамблее народов Казахстана, были прописаны полный алгоритм ее создания, вопросы финансирования и состав АНК. Согласно этой информации, Ассамблея создавалась как консультативно-совещательный орган при Президенте Казахстана или как общественное объединение. Примечательно, что ее структура, финансирование и штаты при обоих вариантах должны были оставаться одинаковыми. Вместе с тем, все же, как это явствует из текста документа, предпочтение отдавалось варианту создания АНК в качестве консультативно-совещательного органа.

Первым шагом в процессе создания Ассамблеи должно было быть совещание Президента с представителями всех республиканских национально-культурных центров, членами Президиума республиканского Совета ветеранов. Именно здесь планировалось обговорить вопросы создания Ассамблеи на базе НКЦ, Советов ветеранов Ассамблеи, которые затем оформляются Указом Президента. Впоследствии Ассамблея по просьбе представителей основных религиозных конфессий могла принять их в свой состав. Заранее обговаривалась штатная численность аппаратов АНК: республиканский - 7 человек освобожденных работников и региональные - 3 человека. Малыми Ассамблеями как консультативно-совещательными органами руководил Глава администрации. Они в период между заседаниями АНК по вертикали подчинялись республиканской Ассамблее в лице Исполнительного секретариата, курируемого Вице-Президентом Республики Казахстан.

Архивные материалы указывают на то, что кандидатуры в члены Ассамблеи выдвигались на республиканском или областном собрании национально-культурных центров, окончательный состав которого утверждался соответственно решениями Президента и глав администраций областей. Положение об Ассамблее народов Казахстана и малых региональных Ассамблеях утверждалось Президентом. Предлагалось, что Республиканская Ассамблея будет возглавляться двумя сопредседателями — казахом и русским. Финансирование должно было осуществляться из республиканского и областного бюджета. При этом ставки ответработников приравнивались к ставкам аппарата Президента или Главы администрации области. Предусматривались расходы на командировки, материально-техническое обеспечение, содержание автотранспорта и проведение научно-культурных мероприятий. Местом размещения было определено здание республиканского Комитета по языкам в г. Алматы.

Создание Ассамблеи проходило в четыре этапа. На первом этапе до 30 января 1995 года в областях и городе Алматы НКЦ должны были выдвинуть своих кандидатов в малую Ассамблею. Этот вопрос рассматривался на коллегии администрации. В свою очередь малая Ассамблея народов Казахстана определяла по квоте делегацию от области в республиканскую Ассамблею, включая в обязательном порядке главу администрации и секретаря Маслихата.

На втором этапе до 15 февраля 1995 года планировалось проведение республиканской Ассамблеи народов Казахстана. Президент имел право помимо областных делегаций в состав республиканской Ассамблеи включать с правом решающего голоса представителей НКЦ, имеющих республиканский статус. Кроме того, в качестве наблюдателей могли получить приглашение и представители других общественных объединений.

Третий этап предполагал избрание Консультативного Совета Ассамблеи, принятие Политической декларации, при необходимости рассмотрение предложений по развитию культуры и языков народов Казахстана и других документов. Республиканская Ассамблея формировала исполнительный секретариат из 5 человек.

На четвертом этапе Кабинет Министров принимал решение о выделении средств на реализацию Программы поддержки национально-культурных центров.

В состав Ассамблеи народов Казахстана предполагалось включить около 290 человек, в том числе 260 человек из регионов (от 7 до 24 делегатов от области), 16 представителей органов управления. В Консультативный Совет было включено 50 человек: представители 24 НКЦ, 20 глав администраций, руководитель Исполнительного секретариата, заместитель Премьер-Министра, Государственный советник, заместитель Председателя Верховного Совета, помощник Президента по межнациональным отношениям.

В соответствие с Указом Президента Республики Казахстан 24 марта 1995 года была проведена I сессия Ассамблеи народов Казахстана. После этого началась работа по формированию исполнительных секретариатов малых Ассамблей в регионах.

В соответствии с Положением об АНК штатное расписание республиканского и областных секретариатов утверждались соответственно Руководителем Администрации Президента Республики Казахстан и главами областных администраций. В связи с этим, из областей стали поступать многочисленные запросы о количестве штатных единиц и статусе исполнительных секретариатов. В записке помощника Президента по межнациональным отношениям А.Штопеля на имя Руководителя Администрации Н. Абыкаева было внесено предложение о целесообразности укомплектования исполнительных секретариатов малых Ассамблей в составе руководителя и двух консультантов, придав им статус отдела областных администраций, а также распространив на освобожденных работников нормы законодательства о государственной службе. Предполагалось, что в Республиканский Исполнительный секретариат Ассамблеи народов Казахстана войдут 7 человек, включая руководителя, освобожденного заместителя руководителя и пяти освобожденных членов секретариата. На них возлагалось функционально-организационное обеспечение АНК. В их задачи и входили подготовка и проведение сессий Ассамблеи народов Казахстана, заседаний Совета Ассамблеи, реализация принятых ими решений. Он осуществлял связь с исполнительными секретариатами малых Ассамблей, проводил для них совещания и семинаров в целях координации деятельности и повышения квалификации их персонала. Исполнительный секретариат готовил информационные, методические и аналитические материалы, участвовал в разработке концептуальных основ государственной политики в сфере межнациональных отношений, механизмов упреждения межэтнических конфликтов и их ликвидации, а также оказывал содействие в реализации государственных программ по возрождению и развитию культуры, языков и традиций народов Казахстана и др.

В целях организационно-практического и методического обеспечения работы секретариатов малых Ассамблей областей 16 апреля 1995 года заведующий Исполнительным секретариатом АНК С.Т. Сейдуманов направил в регионы Положение об Исполнительном секретариате и План внеочередных мероприятий Ассамблеи народов Казахстана и просил своих коллег на местах завершить формирование рабочих органов Ассамблеи и принять аналогичные документы.

План первоначальных мероприятий Ассамблеи народов Казахстана включал участие в референдуме. Дело в том, что состоявшаяся 24 марта 1995 года первая сессия АНК выдвинула предложение о проведении референдума по вопросу о продлении срока полномочий Президента Н.Назарбаева до 2000 года, а 25 марта 1995 года вышел Указ Президента Республики Казахстан о проведении 29 апреля этого же года республиканского референдума. По его итогам полномочия Главы государства были продлены до 2000 года без проведения очередных выборов.

После этого была ускорена работа по подготовке проекта новой Конституции и 30 июня 1995 года на второй сессии Ассамблеи народов Казахстана Первый Президент Н.А.Назарбаев представил проект Основного закона страны, а уже 4 июля он был опубликован в средствах массовой информации для всенародного обсуждения.

План первоочередных мероприятий, составленный Секретариатом АНК, был нацелен, главным образом, на организацию выступления в республиканских газетах членов Совета Ассамблеи, представляющих наиболее многочисленные диаспоры, специальных телепередач «Ассамблея народов Казахстана» с освещением работы национально-культурных центров, а также круглых столов с участием различных общественных организаций.

Как рабочий орган этого консультативно-совещательного органа Исполнительный секретариат занимался организацией выезда членов Совета Ассамблеи, руководителей республиканских национально-культурных организаций в районы компактного проживания диаспор. На апрель и май было специально предусмотрено участие Ассамблеи, Советов ветеранов и НКЦ в праздновании 50-летия Победы в Великой Отечественной войне, выпуск республиканской газеты, учреждаемой АНК, а также согласование с Министерством образования и республиканской комиссией «Болашақ» квоты для поступления в ВУЗы по рекомендации НКЦ и Ассамблеи. Например, пункт Плана о выделении квоты был положительно решен буквально через два месяца. Об этом свидетельствует документ за подписью заместителя заведующего Исполнительным секретариатом АНК Дымова О.Г. от 12 июня 1995 года, адресованное председателю Совета малой Ассамблеи Костанайской области Б.М. Турсумбаеву. К письму в порядке информации и руководства были приложены документы о квотах Ассамблеи для поступления высшие учебные заведения республики, в частности, копия приказа Министерства образования Республики Казахстан, порядок зачисления в ВУЗы Казахстана на места, выделенные в соответствии с квотой для АНК, а также пояснительная записка Исполнительного секретариата Ассамблеи.

Планом также было предусмотрено завершение формирования органов малых Ассамблей. В этой связи и в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 1 марта 1995 года «Об образовании Ассамблеи народов Казахстана» Кабинет Министров Республики Казахстан постановил увеличить лимит общей численности работников глав областных, Алматинской городской администрации, выделив дополнительно для каждой области и г.Алматы по 3 единицы для содержания исполнительного секретариата малых Ассамблей народов Казахстана.

С целью взаимного информирования и более полного учета интересов, а также своевременного решения вопросов граждан различных национальностей, проживающих в области, и, учитывая рекомендации Президента Республики Казахстан, постановлением Главы Костанайской области Б.Турсумбаева от 21 марта 1995 года при главе областной администрации была создана областная Ассамблея народов Казахстана на базе существующих национально-культурных центров и Совета ветеранов.

Этим же постановлением для осуществления исполнительской работы областной АНК был сформирован исполнительный секретариат в составе: Брусник Д.Я. - сопредседатель областной АНК, Жакупов К.Х. - сопредседатель областной АНК и Сложеникина Л.Б. - ответственный секретарь областной АНК, на освобожденной основе.

 

Следует отметить, что исполнительный секретариат Костанайской области был укомплектован несколько иначе, чем это было предусмотрено в документах Администрации Президента, где указывалось на целесообразность укомплектования их составе руководителя и двух консультантов. Глава администрации области вместо двух консультантов назначил двух сопредседателей и, не исполнительного секретаря, а ответсекретаря областной Ассамблеи. Видимо, назначение двух сопредседателей было вызвано тем, что руководство Республиканской Ассамблеи возглавлялась двумя сопредседателями, причем, обязательном порядке казахом и русским. А что касается ответственного секретаря, то эта должность вскоре была преобразована на исполнительного секретаря. По крайней мере, работавшая до этого ответсекретарем исполнительного секретариата областной Ассамблеи, Л.Б. Сложеникина выступала по областному радио уже в качестве исполнительного секретаря, где она говорила о своем участии в заседании III сессии Ассамблеи народов Казахстана, которая состоялась 29 апреля 1996 года в г. Алматы.

Таким образом, в течение столь небольшого по срокам времени в Костанайской области была сформирована Ассамблея народов Казахстана. Она практическими делами стала подтверждать свое значение как одного из факторов политической и этнической стабильности в обществе. Был сделан значительный вклад в возрождение и развитие культуры народов республики, активизировалась работа НКЦ.

Ассамблея на деле становилась органом народной дипломатии. О чем, в том числе, может свидетельствовать и деятельность ее Костанайской областной Ассамблеи. Например, согласно информации об итогах деятельности Костанайской областной Ассамблеи народов Казахстана в 1999 году и планах на 2000 год, было проведено 6 заседаний Исполнительного секретариата Ассамблеи, открыт Костанайский Дом дружбы, решены вопросы финансирования деятельности областной АНК на 2000 год. В бюджете области на финансирование деятельности областной Ассамблеи было заложено 1,5 млн тенге, а на содержание Дома дружбы — около 1 млн тенге. На 2000 год было намечено проведение комплекса мероприятий в рамках Года поддержки культуры и празднования 55-годовщины со дня победы в Великой Отечественной войне.

5 января 2001 года исполнительный секретариат АНК области в ходе обсуждения плана работы областной АНК на 2001 год и плана мероприятий по проведению 10-летия независимости Республики Казахстан областной филиал Ассоциации корейцев Казахстана внес предложение о проведении на базе Костанайской школы детского творчества общественно-политической акции областной АНК, посвященной 10-летию независимости республики, приурочив ее к празднованию Нового года по восточному календарю.

А на заседании исполнительного секретариата, состоявшегося 9 февраля 2001 года, было принято решение об укреплении сотрудничества с редакцией областного еженедельника «Твой шанс», о публикации в нем материалов о деятельности АНК, о проблемах и путях решения вопросов гармонизации межнациональных отношений и обеспечения общественно-политической стабильности в области. Кроме того, было намечено подготовить цикл статей по тематике «Ассамблея народов Казахстан: некоторые штрихи к портрету».

В последующие годы проводилась активная работа по сохранению стабильности и согласия в обществе, а также поиску ее новых форм. Для решения основной задачи Ассамблея народа Казахстана в своей деятельности уделяла большое внимание разрешению социальных вопросов. Начиная с 2015 года в обеспечении общественного согласия и общенационального единства она использовала потенциал института медиации. Поэтому 16 февраля 2016 года на базе кафедры Ассамблеи народа Казахстана в Костанайском государственном педагогическом университете им. У.Султангазина была открыта Школа медиации и народной дипломатии. Ее работа полностью отвечала запросам современного общества, способствующего формированию социально активного гражданина и патриота своей страны. Ее выпускники являлись членами Совета медиации при областной Ассамблее народа Казахстана. Программа этих школ охватывала как вопросы о сущности и структуры конфликта, так и семейные и трудовые отношения, а также этнокультурной медиации. Следует отметить, что эти школы давали молодежи уникальный опыт и практические навыки поведения в стрессовых и конфликтных ситуациях.

Кроме того, проводилась активная работа и в районах области. На основе подписания меморандумов расширилось сотрудничество между кабинетами медиации областной АНК и отделами образования акиматов района (например, Камыстинский район), а в рамках дополнительного образования была налажена работа кружков медиации в школах города Рудный и поселка Затобольск.

В развитии института медиации значительная роль принадлежала Ассамблее народа Казахстана и ее Совету медиации, а также КГУ «Қоғамдық келісім» акимата Костанайской области. Так, по данным на IV квартал 2019 года, в Костанайской области функционировал 1 кабинет медиации областной Ассамблеи, а также 27 площадок медиации НПО и было зарегистрировано 21 общественных медиаторов Ассамблеи области, которыми за отчетный период разрешено 50 споров и конфликтов по семейным, гражданским, социально-трудовым и бытовым спорам. Также проведено 3 мероприятия по вопросам медиации, с общим охватом 300 человек. Только за последний год в области количество дел прекращенных путем мирового соглашения в рамках досудебного спора увеличилось с 6,8 % до 14,1 %. Следовательно, непосредственная и заинтересованная работа с населением, развитие общественных начал в деятельности малых Ассамблей и открытость позволят повысить эффективность их труда в обеспечении мира, согласия и стабильности в казахстанском обществе.

Этническое многообразие Казахстана - это данность, определенная исторической судьбой единого народа. Мы должны беречь мир и согласие нашего общего дома, передать молодежи понимание важности сплоченности, сохранения стабильности в эпоху глобальных катаклизмов. Чем и занимаются региональные ассамблеи народа Казахстана.

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?