Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

УЛЫТАУ – ВЕЛИКИЕ ГОРЫ. ХРАНИТЕЛИ НАШЕЙ ДРЕВНЕЙ ИСТОРИИ

7051
УЛЫТАУ – ВЕЛИКИЕ ГОРЫ. ХРАНИТЕЛИ НАШЕЙ ДРЕВНЕЙ ИСТОРИИ - e-history.kz

Улытау! Это – не вершина Монблана, ставшая символом недосягаемой высоты, он не похож на снежный Алатау – олицетворение красоты, не недоступно суровый Хан-Тенгри, не таинственный Арарат или старинный Каратау. Он отличается от цветущего Кокшетау. Улытау своеобразен и самобытен. И прекрасен в своей необычности. Если взойти на вершину горы, где покоится прах великого казахского хана, бессменного эмира Золотой Орды, мудрого воителя Едыге-батыра, взору откроется удивительная картина – панорама обширных пространств Сарыарки: и просторы Тургая, и гряды Арганаты, и гребни Кияка, и холмы Байконура, и бар¬ханы пустыни Каракум. Как будто сам Кок Тенгри, владыка небес и земли, устроил себе здесь смотровую площадку. В истории казахского народа и ранее – древних тюрок – эти горы сыграли немаловажную роль. С ними связана и древняя легенда о шести алашских племенах – предполагаемых пред¬ках тюрок. Историю сложения казахского народа невозможно отделить от истории этих мест. Эти горы-свидетели и участники всех важнейших этапов истории казахов. Возможно, поэтому народ почтительно назвал их Улытау – «Великие горы». Улытауские окрестности можно сравнить разве что с действующим, живым историческим музеем под открытым небом. И неожиданно возникающие перед взором одинокие мазары, красивые купольные мавзолеи, мрачные и молчаливые светло-серые могильные сооружения, и там и тут возвышающиеся груды, остатки неких строительных работ в древности, резко прекращенных по неизвестной причине, и каменные изваяния девушек в саукеле («казахский свадебный головной убор невесты») и вооруженных до зубов джигитов; и непонятные надписи и разного рода узорчатые росписи на камнях, таящие в себе, быть может, ключ к пониманию всех этих памятников; и эпиграфические рисунки на скалах; и следы древних дорог, ведущих неизвестно куда; и пещеры и гроты, овеянные тайной своего создания, – все это делает эти места особенно красивыми и впечатляющими. 

Одним из наиболее древних и особенно значимых памятников здешних мест следует признать хорошо известный Танбалы тас – «тамговый камень». Он установлен у соленого озера Каракойын на пути по направлению к пескам Жетиконыр. Под скалой с множеством родовых «автографов» – тамг-гербов – бьет источник. Здесь можно увидеть тамги аргынов – коз («два глаза»), найманов – бакан («шест, столб»), жалайыров и таракты – тарак («гребень»), ай («месяц») рода шапырашты, косеу («шуровка, кочерга») рода ысты, босага («порог») рода конырат, ок («стрела») рода адай, балта («топор») рода жагалбайлы и многие другие тамги. Танбалы тас – своеобразный документ единения всех кочевых родов в степи в одно целое, документ их дружбы и взаимопонимания. Он убедительно свидетельствует о том, что процесс единения, объединения казахских родов и племен начался в глубокой древности. И один из важных этапов этого процесса проходил, несомненно, здесь – в Улытау. И нашествие Чингисхана, и позже Джучи, Батыя, и походы Хромого Тимура и Бабу¬ра, и атаки воинственных калмыков – все это помнит и хранит в себе улытауская земля, обо всем этом до сих пор передаются из уст в уста легенды и предания. Достаточно взглянуть хотя бы на мазар великого хана Джучи, стоящего вот уже восемь веков, и до сих пор не утратившего своей величественной красоты. В книге придворного летописца непобедимого Тимура – Шарафуддина Язди имеются такие строки: «В местности Улытау Тимур взошел на вершину горы и целый день смотрел на зеленую степь, и приказал принести камни и соорудить здесь большую пирамиду, на которой искусные мастера высекли время этого счастливого события, чтобы этот долговечный памятник мог создавать память на долгие годы». Большим событием была находка этого камня на улытауской вер-шине Алтыншокты академиком К.И. Сатпаевым. Надпись на нем выполнена на тюркском языке близком к старо-казахскому. Перевод ее таков: «В год овцы 793(39) г. по нашему календарю Тимур прибыл в страну Токмак в поход на Тохтамыш хана. В этом месте воздвиг, ибо да помнят все люди обо мне с молитвой».

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?