К северу от Караганды расположена невысокая сопка со странным названием Жауыртау. Жауыр – рана на спине лошади от неправильно расположенного седла, а тау, естественно, гор». Она ничем особым не отличается от обычных сарыаркинских пологих гор, холмов и вписывается в хорошо знакомый пейзаж. От светло-серого типчака и ярко-рыжего ковыля степь как будто искрится золотыми всплесками. Вершина Жауыртау несколько возвышается среди множества близлежащих сопок. На склонах горы темнеют редко растущие кусты караганника и таволги. Легенда о происхождении названия Жауыртау связана с народным эпосом «Козы Корпеш Баянсулу». Жадный Карабай, у которого зимой снега не выпросишь, всячески избегал сватовства своей дочери красавицы Баян с ее возлюбленным Козы. В спешке откочевал он подальше от аула отважного Козы, надеясь найти для своей дочери более выгодную партию. В суете одной из таких срочных откочевок, говорят, лопнула большая саба (бурдюк из кон¬ской кожи для хранения кумыса). И с тех пор место, где пролился на землю кумыс, называется Аккол – («белое озеро»), Жайылма (буквально, «нечто растекающееся, стелющееся»). Когда после утомительного и долгого перехода, во время которого от истощения погибло сорок мощных наров – одногорбых верблюдов, аул Карабая достиг реки Аягоз, здесь им встретился сын ногайского бая Шакшака самоуверенный и грубый Кодар. Кодар, увидев красавицу Баянсулу, сразу влюбился в нее. Два злодея Карабай и Кодар, не скупившийся на богатые подарки и посуливший еще более щедрый выкуп за невесту, быстро находят общий язык. Потеряв всякую надежду свидеться с далеким Козы, Баянсулу отправляет к нему с вестью о происходящей против ее воли сделке гонца – джигита Айбаса, выбрав ему лучшего скакуна из многочисленных табунов отца – жеребца по имени Бака. Вместе с ним передает она также в знак любви и верности золотой ларец со своим ожерельем, домброй и головным убором, украшенным каркарой (птичьими перьями). Долгий путь по бескрайним степным просторам, которого не вынесли сорок наров Карабая, измотал также Айбаса и его коня. Измученный вконец джигит не заметил, как выпали из золотого ларца домбра и ожерелье Баянсулу. И названы были эти места соответственно «Домбыралы» (буквально, «домбровое») и «Моншакты» (буквально, «ожерельевое»). Далее выпал из ларца девичий головной убор с каркарой, и прозвана была эта местность «Каркаралы». И, наконец, выронил на ходу джигит и сам золотой ларец. С ним связывают в народе происхождение местностей «Алтын сандык» (буквально, «золотой ларец, сундук») и «Акша тау» («белая гора»). Но, как бы ни устали, ни исхудали в пути Айбас и его конь, джигит был верен своей цели. И вот обессиленный вконец Бака не смог уже идти далее и стал как вкопанный на одном месте. И названа была эта местность «Токырауын -Жамши» . Река Токырауын (буквально, «остановившаяся») течет сейчас по территории Актогайского района Карагандинской области и впадает в озеро Балхаш. Но Айбас не отступал. Дав жеребцу Бака короткий передых у обильных травами берегов реки Токырауын, он вновь продолжает свой путь.
Проходят долгие недели и месяцы, копыта коня лопаются от износа, ноги не держат, на спине скакуна под седлом зияет огромная рана. И именно то место, где, как повествует в легенде, джигит оставил своего коня, прозвали в народе «Жауыртау». Много сотен лет тому назад, возможно, была эта история. Народное название той или иной местности в силах изменить только сам народ. По пологой спине Жауыртау проходила многотысячная армия грозного Тамерлана; не раз проносились с гиканьем стремительные отряды джунгарских хунтайшы; у реки Нуры близ сопки останавливалось напоить своих коней войско мятежного Кенесары Касымова; с ее вершин оглядывали окрестности предприимчивые русские купцы, английские и французские предприниматели. И что интересно, всегда и всеми эта гора называлась не иначе как Жауыртау. Но в XX веке люди начали называть эту гору – Темиртау. Вряд ли местные жители назвали бы ее случайным именем. И, по всей вероятности, закрепление этого нового названия в сознании и памяти людей, и, вообще, его рождение было связано с тем, что оно ассоциировалось с грандиозными преобразованиями в Великой Степи. Воистину современный Темир-тау (буквально, «железная гора») восходит к казахскому тау-тау темір – «много, изобилие, большое количество железа», «горы железа». Рядом с гигантскими стволами заводских труб, устремленных в небо, Жауыртау стал совсем неприметен. А в большой долине за степной Нурой раскинулся го¬род металлургов Темиртау. Более двух тысяч жителей работают на близлежащих фабриках и заводах, плавящих и кующих горячий металл. Гора Темиртау и этот одноименный город – ровесники. Город дал новое имя горе, гора дала название городу. В этом городе начал свою трудовую деятельность сталевара Первый Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев.