Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

ЛЕГЕНДЫ О СВЯТОМ СТАРЦЕ КАРАМАНЕ-АТА

9416

0e0475bcdf0fc68612abb9efec9e216a.jpg

Караман-ата (Ка- харман-ата) был одним из трехсот миссионеров, приехавших в Мангистау распространять суфизм. Караман-ата в переводе с казахского языка означает Черный дедушка. Легенды разных народов рассказывают о разных старцах Караманах. В каракалпакских легендах рассказывается об одноглазом великане – людоеде Карамане, которого обхитрил и убил батыр Есим. В другой каракалпакской легенде Караман – злой и жадный бай, проклятый за клевету и оскорбление Ходжи Ахмеда Яссави и превращенный шейхом в собаку-людоедку. Имя «Караман» встречается и в туркменских легендах: в далекие времена среди туркмен жили два брата Акман и Караман. Большим уважением и почетом пользовались они среди сельчан. Что-то стало причиной большой ссоры братьев с Ходжой Яссави. И братья вынуждены были переселиться со всеми своими сопле- менниками – самырами на запад, в Мангистау. После смерти одного из братьев был возведен некрополь и построена подземная мечеть. Сохранились и другие предания о Карамане. В казахских преданиях Караманата назван сыном Ихсана (Есен-ата) и внуком Чопан-ата (Шопан-ата). Он во всем был похож на деда, творил много чудес, построил мечеть в одном дне пути от могилы Шопан-ата. После смерти Караманата был похоронен вблизи мечети. Однако, где именно, до сих пор неизвестно. Мечеть Караман-Ата весьма почитается. На ней присягают именем святого все, от кого требуется очистительная присяга. Случалось, что ложно присягнувшие именем Караман-ата тут же умирали, и род их вскоре прекращал свое существование. До наших дней дошло пре- дание местных жителей о том, что однажды между двумя родами, кочевавшими в Мангистау, произошел спор по одному очень важному делу. Для решения спора договорились принять присягу сто чело- век с каждой стороны на могиле Караман-ата. Одна сторона, будучи неправой, тоже приняла присягу. После клятвопреступления участники неправой стороны попытались отойти на сто шагов от места клятвы и оседлать коней, чтобы отправиться домой. Вдруг услышали гром, подобный пушечному выстрелу. Лица их помрачнели, и все сто замертво упали с лошадей. Наиболее распространена в народе следующая легенда: поспорили однажды между собой туркменский и казахский народ. Чтобы покончить спор миром, решили привлечь к разбирательству Бекета-ата. Бекет-ата предложил со- вершить спор у могилы Карамана-ата. Было принято в то время у казахов спорить на единственного сына какого-нибудь из известнейших в племени людей. Выбор пал на Кошана, сына известного батыра Кожаназара. Бекет-ата посадил перед собой Кошана на черную лошадь. В седло воткнул шило и изрек: – Если не прав казахский народ, то наказание постигнет тотчас. Тут, откуда ни возьмись, разразилась молния и ударила в шило. Бекет-ата, схватив мальчугана на руки, на крыльях слетел с коня и благополучно приземлился. Вторая сторона, не желая признать свое поражение, решили продолжить спор на своей туркменской земле, в святом месте Шикабр-Ата (Конеургенч), в шестистах километрах от Караман-Ата. Бекет-ата предложил не терять времени зря и встретиться в Шикабр-Ата на утреннем намазе. Бекет-ата вместе с Кошаном обратились в лебедей и благополучно к утру добрались до условленного места. Прибыв с опозданием, туркмены признали победу второй стороны. Благодаря Бекет-ата дело порешилось миром. Это легенды. В реальной жизни клятвы над могилой Караман-ата всегда были суровыми и категоричными. Клялись на род, на детей. При этом совершался обряд: при- носящий клятву обходил кругом святое место, дотрагивался до Корана, вырывал из земли растение с кореньями, приговаривая: «Как растение карают смертью, выкорчевывая из земли, так род пусть умрет, если лжет, произнесший клятву». Неподалеку от изгороди некрополя Караман-Ата имеются захоронения. Поговаривают, что там, в сорока шагах от ограды некрополя, захоронены черные люди, хоть раз поклявшиеся на лжи. Говорят, ровно столько шагов до лжи. До правды же путь еще длиннее.
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?