Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

ЛЕГЕНДА ОБ ОЗЕРЕ ДЖАСЫБАЙ И ПЕЩЕРЕ БАЯНАУЛА

3529

a416295497ff24421db2c3ae8a6dcd16.jpg

«В семи верстах от Баянаула находите озеро Джасыбай. Озеро это представляет из себя глубокую впадину, как будто нарочно затопленную светлою, как кристалл, водою. Необыкновенно красив вид его со стороны Баянаула. Джасыбай, втиснутый в темные рамки окружающих его гор, с разбросанным по ним лесом, производит чарующее впечатление! Почти весь юго-западный берег, на расстоянии трех с небольшим верст, со своими скалами и лесом смотрится в зеркальную поверхность воды! Самая большая ширина озера в иных местах доходит до трех четвертей версты, причем западная его часть (самая узкая) покрыта камышом, восточная же с небольшим, плоским песчаным прибрежьем. По дороге к пещере как на горах, прилегающих к озеру, так и в ущельях попадалась местами береза, редко осина и поросли ольхи. Ольха растет целой рощицею в ущелье, влево от дороги зимового стойбища казаха Акпеттавской волости Дурмана Аитпакина. Вообще, можно сказать, в массе Баянаульских гор сосна заняла первенствующее место. Дальнейший путь к пещере проходит у камыша озера, круто сворачивая влево, версты на две, по небольшим голым возвышенностям, вплоть до зимового стойбища помянутого Айтпакина. Здесь дорога разветвлялась на две половины: левая идет узким скалистым ущельем до соседнего зимового стойбища и теряется у самого хребта, правая же, проходя через ключик, относительно более широким ущельем, верст на пять, и, уклоняясь к западу, доводит до крутых откосов, с которых и начинается тяжелый подъем к пещере. Подъем этот по своим крутым скатам тянется шагов на девятьсот, в особенности он крут у входа к пещере. Трудно представить себе более уединенное и превосходящее по своей живописной дикости место! Самая пещера находится на скале, которая своим отвесным массивом резко выделяется на тем- ной синеве неба. Направление входа юго-западнее, он имеет конусообразный вид, выше роста человека, от трех до четырех шагов ширины и десять шагов длины. Здесь на стенах заметны следы от очага, так как казахи здесь приносят иногда жертвы Аллаху, считая пещеру эту местом пребывания в давно прошедшие времена какого-то святого (аулиэ). Далее следует дверь, стороны которой заложены булыжным камнем. За ней уже путь по пещере пришлось совершать со свечой. Здесь в акустическом отношении каждый звук, нарушающий тяжелое безмолвие пещеры. Затем из этого помещения путь идет полукруглым коридором – девятнадцати шагов длины, по которому приходится проходить в полусогнутом положении; еще далее из него следует круглый проход – шагов пяти длины, в котором человек может поместиться только сидя на корточках. В конце этого прохода (если это будет подходящим выражением), в образовавшейся неглубокой впадине, наподобие котла, находится холодная, прозрачная вода. Со стороны подъема к пещере, внизу, кроме не- большого ряда холмов уже виден степной характер местности. С этой стороны прекрасно виден на далекое расстояние и вход в пещеру, а со стороны Баянаула здесь оканчивается и другая, объездная, дорога. Никаких местных указаний по поводу существования этой пещеры не имеется. Между тем, условия возникновения ее представляются крайне интересными. Невольно на месте у меня возник вопрос: «Если я не был свидетелем чудной игры природы, то где же те люди, деятельность которых пощажена той же природой, и почему не явится ни у кого мысли осветить прошлое их существование?»».
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?