Легенда о Жеке батыре имеет фактическую историческую основу. В Боровом, самом красивом урочище Казахстана, есть гора «Жеке батыр». Она возвышается с северной стороны боровского массива, и по-русски люди называют ее «Спящий рыцарь». Эта огромная гора и в самом деле похожа на лежащего воина, со всем его воинским снаряжением.
Как тесно переплетаются быль и легенда в жизни, если действительные события полутора столетней давности трансформируются в сознание людей в такой яркой метафорической форме! Это обстоятельство лишь подтверждает догадки фольклористов о том, что за каждой легендой или мифом скрывается настоящее историческое событие и реальные люди. Жеке батыр – одинокий рыцарь, это казахский воин по имени Тилемис. При взятии отрядами Кенесары Акмолинского приказа-крепости он отличился большой храбростью, силой и энергией. Причем дрался в одиночку с несколькими врагами, почему Кенесары и назвал воина Тилемиса Жеке батыром (Одиноким героем). И с той поры, со слов хана, все стали называть Тилемиса Жеке батыром. Кенесары имел такую привычку давать своим воинам различные героические прозвища. Так, например, он называл батыра Имана «Аю батыр» (Медведь).
Батыр Иман – это дед народного героя периода гражданской войны 1918-1920 годов Амангельды Иманова. Точно также хан называл Жеке батыра «Менин Сункарым» (Мой Сокол). Тилемис (Жеке батыр) и бий Жанайдар Орынбаев, военачальник Кенесары, были соседями по земле, их аулы стояли рядом, у них были одни пастбища. Тилемис и Жанайдар были большими друзьями. Именно они привели с собой многочисленные отряды, чтобы вместе с ханом Кенесары отстаивать свободу и независимость казахского народа. Оба они были богатырями и меткими стрелками, хорошо владеющими всеми видами оружия степного воина, отлично джигитовали на коне, на полном скаку производя головокружительные упражнения.
Жанайдар был острым на язык шешеном. В романе Ильяса Есенберлина «Кахар», русский вариант «Хан Кене», приводится несколько эпизодов, связанных с батыром Жанайдаром, сыном бия Орынбая. По роману Жанайдар был возлюбленным сестры Кенесары, смелой и отважной воительницы Бопай. В народной памяти сохранилось несколько легенд, повествующих о человеческих качествах Жанайдара, о его дружбе с Жеке батыром. В одном из сражений враг превосходил числом отряд, в котором находился хан, и сарбазы даже отступили. Но тут сам хан, которому надоело наблюдать, как противник теснит его людей, пришел в негодование, выхватил саблю и бросился в бой, направо и налево разя врагов. Но бой продолжался, и поскольку у казахов есть такая присказка, что «хану от врагов отступать нельзя», жизнь Кенесары оказалась в опасности. Ведь никто не гарантирован от удара пикой или меткого выстрела из лука. И тогда батыр Жанайдар, находившийся рядом с ним, подскакал ближе, зацепил своей пикой уздечку лошади, на которой сидел Кенесары, и увлек его из гущи сражения. Они поскакали в сторону, так Кенесары был выведен из опасной ситуации. Бой был выигран и враг бежал. И тут Кенесары обратил внимание на то, что из шеи батыра Жанайдара торчит обломок вражеского копья.
«Ай, мой дорогой батыр, у тебя на шее заноза!» – воскликнул хан. «Да я сам чувствую что-то на шее, да разобрать не могу!» – ответил Жанайдар. И лишь вечером, когда улегся шум после сражения, два джигита с большим трудом, упираясь ногами в шею, извлекли из нее огромный обломок копья. Такова легенда. В том месте, где торчало копье, было обильное кровотечение, и, чтобы рана быстрее зажила, и не было заражения, Кенесары приказал одному из джигитов ртом отхлебывать кровь и выплевывать. Тем джигитом, который отхлебывал из раны кровь, был друг Жанайдара Жеке батыр Тлемис. Так лечились от ран в Великой Степи! Такие были люди, такие характеры! Из ближайших аулов было созваны и доставлены лучшие лекари-бахсы, согнаны на молитву ради жизни Жанайдара звонкоголосые муллы, была зарезана в жертву трехлетняя жирная кобыла. Три дня и три ночи лежал неподвижно Жанайдар, не приходя в сознание, а когда наконец-то открыл глаза, он увидел рядом с собой Жеке батыра, который поил его с ложечки водой. Такова была настоящая мужская дружба между этими двумя выдающимися сподвижниками Кенесары. После выздоровления Жанайдара два батыра скрепили свою дружбу договором о наречении сына и дочери. И через несколько лет, когда дети подросли, сын Жанайдара Мейрам женился на дочери Жеке батыра Бадигуль. От них имеется многочисленное потомство.
Сын Жанайдара Мейрам прожил семьдесят семь лет и умер в 1921 году. Дальними предками Жеке батыра были кыргызы. В атбасарских степях, где течет река Терисаккан (Текущая вспять), есть озеро, называющееся Балуанколь (Река богатыря). Местные жители называют людей из аула Жеке батыра кыргызами Балуанколя. В те давние времена среди казахов оказывались и кыргызы, которые жили целыми семьями, имели свой скот и свои пастбища. Тем более, что Абылай хан после двухлетней войны с Садыром, манапом кыргызов, победив, привел с собой два кыргызских рода, которые были названы Жана кыргыз (Новые кыргызы) и Бай кыргыз (Богатые кыргызы), и поместил их в Кокшетауской земле. Но во всех документах и исследованиях, в том числе и в известных публикациях Е. Бекмаханова, Жеке батыра прозывают выходцем из Среднего Жуза, из рода Аргынов. В этом нет ничего странного, к кому ты близок, тем и прозывайся! Запрета нет. Сейчас все эти земли, где течет река Терисаккан и лежит зеркальное озеро Балуанколь, входят в Атбасарский район Акмолинской области. Жанайдар и Жеке батыр с детства росли вместе, и они, когда началось движение Кенесары, возглавили вооруженный отряд из рода Суюндик, аксакалы которого решили присоединиться к движению мятежного султана и будущего хана. Хотя сам он был по происхождению из кыргызов, тем не менее, Жеке батыр был с Жанайдаром и Кенесары до последнего дня, в том числе и во время походов хана на самих кыргызов, живущих в горах Алатау. И лишь после трагической гибели хана Кенесары и Науырызбая, после того как совсем рассыпались казахские соединения, подобно тому, как сабля ломается посередине от бессмысленного удара по камню, лишь тогда Жеке батыр вместе со своим соратником Жанайдаром решили уходить назад, в благословенные степи Сарыарки.