Гора Хан Тенгри – высшая точка на Тянь - Шане . По гипсометрическому определению высота этой горы 20 000 футов абсолютно. Снежная линия на северном склоне лежит на высоте 11500 футов, а глетчеры спускаются до высоты 9500 футов», – писал в своих записках во время очередного путешествия по Тян-Шаню выдающийся географ, историк и фольклорист Ч. Валиханов. Тангритаг – Тянь Шань, в переводе с китайского «небесные горы», а соседний с ним Памир – «крыша неба». Какое из названий древнее – древнетюркское Тангри Таг (Тау) или китайское Тянь Шань – неизвестно. Высшая точка – вершина горы Хан Тенгри находится на высоте 6995 метров. Собственно, Хан Тенгри – гора семитысячник, если округлить оставшиеся пять метров. В горных районах Казахстана имеется 12 вершин, достигающих 6900 метров, среди них самая высокая – Хан Тенгри, Небесный Правитель, Хан богов, Гора богов, Царь богов. Хан Тенгри – символ высокого и непоколебимого духа казахского народа. Вполне можно сказать, что это древнетюркский Олимп, казахский Олимп, поскольку Олимп и есть обиталище богов, в переводе с греческого.
Хан Тенгри – Мировая гора древних тюрок. Монголы, ставшие буддистами в средние века, до сих пор поклоняются Тенгри. Но Тенгри – бог не только тюрко-монгольских народов. Как пишет выдающийся английский исследователь древней культуры Э.Б. Тайлор: «В образе монгольского Тенгри виден переход людей от понятия о небе к понятию о небесном боге, а затем к понятию о боге или духе вообще. Стоит только проследить все это, стоит только далее вдуматься в описание культа неба у древних тюрков, небесного бога и небесного праотца финнов, как совершенно бесспорной становится правота Кастрена (финского ученого XIX века). Последний утверждает, что учение о божественном небе (Тенгри) лежит в основе первых представлений не только о небесном боге, но и о высшем божестве вообще – представлений, которые, спустя века после обращения этих народов в христианство, слились с понятием о христианском боге» (Тайлор Э.Б. «Первобытная культура», М. 1989, с.450). «Термин «Тенгри» принадлежит древнейшему мифологическому фонду народов центральной Азии и, возможно, был представлен еще в языке хунну (III век до н.э. и раньше). Его сближают с хуннуским «ченли» (небо), предлагаются и более широкие параллели (шумерское – дингир, бог, «небо»). Представление о Тенгри складывалось на основе анимистических (первобытных) верований о небесном духе-хозяине, причем небо мыслилось и его непосредственным проявлением, и местом его обитания. Тенгри как персонифицированное мужское божественное начало, распоряжающееся судьбами человека, народа и государства, выступает в древнетюркской мифологии. Возникший, возможно, еще в дотюркскую эпоху, почти в неизменном виде фигурирует Тенгри у средневековых монголов (Монхе-Тенгри, «вечное небо»), (Манги-Тенгри – казахское). Позднее образ единого благодетельного, всезнающего правосудного божественного неба Тенгри сохранился в верованиях хакасов и у монголов. Поклонение персонифицированному божеству Тенгри-хану наблюдалось у западных тюрок – савиров (VII век.). Тенгри хан мыслился огромных размеров, что отражало космические масштабы небесного бога, тождественного самому небу, а титул «хан» указывал на главенствующее положение – во вселенной или в пантеоне богов. Эти представления оказались весьма стойкими» («Мифология», Москва, 1998).
Согласно тенгрианской мифологии когда-то не было ни земли, ни неба, а был только один необъятный океан. Однажды внутри океана возник Белый Свет – Ак Жарык, из которого образовалось сияющее золотое яйцо. Внутри него спал бог Тенгри, будущий прародитель всего мира. Он спал очень долго, миллионы и миллионы лет, и вот однажды проснулся. Тенгри разбил скорлупу яйца и вышел наружу. Из верхней части яйца Тенгри сотворил Небо, а из нижней сделал Землю. Чтобы Небо не упало на Землю, и снова не воцарился хаос, Тенгри поставил между ними посох – Небесный кол – Темир казык – Полярную звезду. К Полярной звезде Тенгри привязал небесных коней, звезды и созвездия, которые ходят по всему Небу вокруг». Отделив Небо и Землю, Тенгри, чтобы произвести потомство, и сам разделился на мужчину и женщину. Женщину-богиню он назвал Тенгри Умай, и поселил ее на вершине горы Сумеру, в небесной выси, там, где рядом с Небесной горой находится молочное озеро – Сутколь. Молоко матери Тенгри Умай – это звездная дорога, Млечный путь, который протекает по всему Небу и впадает в молочное озеро – Сутколь. Дыхание Тенгри стало ветрами и облаками, голос – громом, правый глаз Тенгри – Солнце, левый глаз – Луна. Громом и Молниями во время грозы Тенгри поражает злых духов, мешающих жить богам и людям. Тенгри – всемогущ и всесилен, каждое его слово материализуется, превращается в дела, по его слову воздвигаются горы и наполняются моря. Тенгри распоряжается людскими судьбами, только ему ведомо, когда должен родиться, как жить и когда умереть человек. Тенгри – верховное божество, другие боги исполняют его волю и приказы. Тенгри всесилен, и чтобы направлять людей на путь истинный, он посылет к ним на Землю своего избранника для испытания людей – пророка. Никакой человек не может укрыться от божьего суда, от суда Тенгри, ибо Тенгри – всевидящий. Нет такой тайны, которая могла бы быть неизвестной Тенгри. Все свои желания и стремления человек должен согласовывать с верой в Бога Неба – Тенгри. Человек во всем зависит от хозяина Неба и Земли, от хозяина Мира – Вечного Тенгри – Манги Тенгри. В служении богу Неба - Тенгри состоит счастье человека. У Тенгри есть три сына: Гесэр, Чингиз и Ирен-Сайын. Они составляют единое целое. У них несколько имен – Уш Курбыстан – Три Сверстника, Три хана – Три властителя. Вместе они называются Телегей. Возможно, отсюда происходит христианская Троица: Бог отец, бог Сын, бог – Святой Дух, поскольку древнетюркские и алтайские мифы древнее христианских мифов. Старший из сыновей Тенгри Гесэр, его отец посылал к людям совершать разные подвиги. Средний сын Чингиз – это имя означает также и море, океан – Тенгиз. Младший – Ирен-Сайын. Им подчиняется бог Улкен – Большой, который управляет всем миром и всеми делами в нем.