Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

ЛОГИЧЕСКИЕ ТРАКТАТЫ

6877

 Произв. Абу Насра аль-Фараби, посв. логическим проблемам. В трудах аль-Фараби логика из- вестна под назв. «мантык» (араб. — «речь», «слово»). «Л. т.» состоят из двух ч. В 1-й ч. речь идет об общих законах логики — силлогистич. рассуждениях и осн. элементах логики. 2-я ч. охватывает пять видов иск-ва: аподейктику, диалектику, софистику, риторику, поэтику. В трактате «Вводные разделы по логике» исследуется познаваемость вещей бездоказательным, интуитивным способом без всяких рассуждений и мыслит. процессов; познаваемость вещей доказательным, рациональным способом посредством рассуждений и мышления; а также рассматривается не только сущность, бытие вещей, но и акцидентность вещей, т. е. случайные качества вещей; причины и следствия изменения вещей из одного состояния в другое; проблема взаимосвязи грамматики и логики. Во «Вводном разделе в логику» ал-Фараби раскрывает три гл. основы логики: 1) логика — мыслит. сила человека, благо-даря к-рой он отличается от прочих живых созданий, и мыслит. категории, с помощью к-рых человек познает науки и иск-ва; 2) логика — речь, сосредоточенная в душе; 3) логика — речь, выведенная наружу посредством голоса. В «Трактате о канонах искусства поэзии» и трактате «Об [искусстве] поэзии» ал-Фараби рассматривает поэзию как вид иск-ва, созданный с помощью логич. рассуж- дений, сопоставляет поэтич. сравнения, образы, метафоры со структурой абстрактно-логич. мыш- ления и на основании этого относит метод поэтич. рассуждения к логике. В трактатах «Диалектика» и «Силлогизм» рассматривается диалектич. единство сходства и отличия, субъекта и предиката, утверждения и отрицания, истины и лжи. Аль-Фараби уделяет особое внимание теории силлогизма, выявлению истины посредством со- поставления противоположностей. В труде «Катагурийас» («Категории») он рассматривает категории как высшие роды бытия. Высшие категории — общие понятия о вещах, теоретич. познание осуществляется посредством общих понятий. Аль-Фараби рассматривает категориальные понятия в тесной связи с вещами, воспринимаемыми органами чувств.

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?