Произв. Абу Насра аль-Фараби, посв. логическим
проблемам. В трудах
аль-Фараби логика из-
вестна под назв. «мантык»
(араб. — «речь», «слово»).
«Л. т.» состоят из двух ч. В
1-й ч. речь идет об общих
законах логики — силлогистич. рассуждениях и
осн. элементах логики. 2-я
ч. охватывает пять видов
иск-ва: аподейктику, диалектику, софистику, риторику, поэтику. В трактате
«Вводные разделы по логике» исследуется познаваемость вещей бездоказательным, интуитивным
способом без всяких рассуждений и мыслит. процессов; познаваемость
вещей доказательным,
рациональным способом
посредством рассуждений
и мышления; а также рассматривается не только
сущность, бытие вещей,
но и акцидентность вещей, т. е. случайные качества вещей; причины и
следствия изменения вещей из одного состояния
в другое; проблема взаимосвязи грамматики и
логики. Во «Вводном разделе в логику» ал-Фараби
раскрывает три гл. основы
логики: 1) логика — мыслит. сила человека, благо-даря к-рой он отличается
от прочих живых созданий, и мыслит. категории,
с помощью к-рых человек
познает науки и иск-ва;
2) логика — речь, сосредоточенная в душе; 3) логика — речь, выведенная
наружу посредством голоса. В «Трактате о канонах искусства поэзии» и
трактате «Об [искусстве]
поэзии» ал-Фараби рассматривает поэзию как
вид иск-ва, созданный с
помощью логич. рассуж-
дений, сопоставляет поэтич. сравнения, образы,
метафоры со структурой
абстрактно-логич. мыш-
ления и на основании
этого относит метод поэтич. рассуждения к логике. В трактатах «Диалектика» и «Силлогизм»
рассматривается диалектич. единство сходства
и отличия, субъекта и
предиката, утверждения
и отрицания, истины и
лжи. Аль-Фараби уделяет
особое внимание теории
силлогизма, выявлению
истины посредством со-
поставления противоположностей. В труде «Катагурийас» («Категории»)
он рассматривает категории как высшие роды бытия. Высшие категории
— общие понятия о вещах, теоретич. познание
осуществляется посредством общих понятий.
Аль-Фараби рассматривает категориальные понятия в тесной связи с
вещами, воспринимаемыми органами чувств.
ЛОГИЧЕСКИЕ ТРАКТАТЫ
05.10.2016
6912