Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

КЮЙ

10005

Күй, сочинение для казах. нар. муз. инструментов: домбры, кобыза, сыбызгы. В течение столетий К. формировался на терр. Казахстана, где была высоко развита инструмент. кул- ра. Слово «күй» в др. объединяло понятия инструмент. и вокальной музыки. У нек-рых тюркояз. нар. К. наз. и инструмент. музыку, и песню. Cоздателем др. К. наз. Коркыта (VIII в.) — од- ного из основателей муз. кул-ры тюркояз. нар. В традиц. инструмент. музыке наиболее развитой обл. явл-ся домбровая, в к-рой, по мнению исследователей Б. Асафьева, А. В. Затаевича, муз. мышление казах. достигло высот подлинного симфонизма. Форма К. разнообразна (напр., бас буын — начальное звено, орта буын — центр. звено, кіші саға — малая сага, үлкен саға — большая сага). К. свойственна простейшая, смешанная и переменная метрика. Музыка основана на диатонике;б. ч. К. двухголосные, есть одноголосные и трехголосные. Фактура нек-рых видов К. содержит подголосочно-полифонич. изложение; параллельные движения в превалирующих квартово-квинтовых, реже в секундовых и терцовых интервалах; имитации, секвенции, органные пун- кты и др. Жанровое разнообразие К. (той бастар — открытие праздника, естірту — сообщение о смерти и др.) определилось в тесной взаимосвязи с ист., обычаями, обрядами, устно-поэтич. творч. казах. нар. и в соответствии с внутрзакономерностями раз- вития инструмента. Клас- сич. К. для кобыза создал Ыкылас Дукенулы (XIX в.) — яркий представитель инструмент. музыки. К созданию собств. сочинений он приходит через исполнительство и импровизаторское мастерство, вносит изменения в ко- бызовую музыку. Для нач. периода творчества Ыкыласа характерным явл-ся К. «Кертолғау» — эпич. мотив, песня без слов, повествующая о далеких временах, исполняющаяся в одном регистре, на одном отрезке струны, что делает характер К. монотонным и однообразным. К. Ыкыласа ср. периода творчества — «Ерден», «Жалғыз аяқ», последнего периода — «Аққу» («Лебедь») и «Жез- киік» («Медная сайга») вошли в репертуар совр. кобызистов. Выдающиеся заслуги Ыкыласа в том, что он внес в традиц. К. метроритмич. и мелодич. разнообразие, расширил его диапазон, используятех. (мелодич. и терцевое глиссандо) и кантиленные возможности кобыза, определенную программность произв. («Қазан күй» — на нар. эпич. поэму о Шора-батыре), филос. мотивы, соц. пафос, образ сатиры («Бес төре»), обогатил жанровые границы музыки. Слово «К.» входит и в название произв., напр.: «Уран-кюй» (Кюй-воззвание) и др. Программные К. создавались на основе легенд, эпич. сказаний, сказок, непосредств. под впечатлением от обще-ния с людьми («Лаушкен», «Перовский марш» и др.), природой («Бозторғай», «Көбік шашқан» и др.). Курмангазы, Даулеткерей Шыгаев, Таттимбет Казангапов (XIX в.) обогатили домбровые К. лирико-психологич. («Сары жайлау», «Көкейкесті» и др.), героико-бунтарским («Кішкентай», «Адай» и др.) и обществ.-полит. («Жігер», «Серпер» и др.) содержанием. К. имеют локальные стили, ярко выраженные в интонационном рисунке мелодии, виде инструментов, исполнит. техни- ке. Лучшими образцами муз. иск-ва явл-ся творч. выдающихся композито- ров-кюйши Курмангазы, Даулеткерея, Сейтека, Тат- тимбета, Ыкыласа, Сугира, Байсерке и др. Традиции муз. наследия композиторов-кюйши продолжили их ученики и последователи Д. Нурпеисова, М. Ержанов, Ж. Каламбаев и др. В данное время К. исполняются не только на домбре, кобызе, сыбызгы,но и на скрипке, рояле, баяне и др.инструментах. На основе К. созданы симфонии — «Құрманғазы» Е. Брусиловского, «Жігер» Г. Жубановой, «Концертный кюй» Е. Рахмадиева и др. Элементы нар. полифонии и ладовой организации традиц. инструмент. жанра сделали возможным обогащение гомофонно-гармонич. и полифонич. склада казах. музыки. К. входят во все жанры проф. музыки и служат источником для творчества совр. казахст. композиторов. К. — основа репертуара оркестров им. Курмангазы, «Отырар сазы» и др. Казах. К. стал одним из компонентов совр. мировой муз. кул-ры.

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?