Категория теории казах.
лит-ры. Об особенностях К.
с. первым написал Ш. Уалиханов. Понятие К. с. как
категорию теории лит-ры
первым исследовал и обосновал А. Байтурсынов в кн.
«Әдебиет танытқыш» (1926).
Он научно подтвердил теорию казах. стиха, выделяя
виды строф, размеры стихотворных строк, стихотворные течения и рифмы,
чередование строк. Чтобы
отличить ритмику слога от
ритмики стиха, он предложил назвать ритмику слога
«жорнақ», отмечая, что она
создается в зависимости от
природы яз. тремя путями:
1) яз., в к-рых гласные звуки имеют краткость; 2) яз., в
к-рых ударные слоги одинаковые; 3) яз., в к-рых слоги
неодинаковые. Термины,
введенные А. Байтурсыновым в К. с.: 1) рис. стиха —
«айшық», имеет четыре разновидности; 2) промежуток
между голосовыми волнами, ощущаемый при чтении стиха, — «бунақ»; 3) слог
внутри строки — «буын»; 4)
граница между голосовыми
волнами внутри строки —
«кезең»; 5) порядок стихотворного рис. — «тармақ» и
«шумақ» (строка и строфа).
Ученый доказал, что К. с.
относится к силлабич. стихотворной системе. Кроме
того, он впервые показал,
что Абай был реформатором в развитии стихотворного рис., используя ритмико-интонац. богатство
казах. поэзии. Абай проявил исключит. мастерство
при введении новых размеров, строф, разновидностей рифм, он по-новому
использовал ранее известные размеры. После Абая
эту традицию продолжили
С. Сейфуллин, М. Жумабаев, С. Торайгыров, И. Жансугуров. По мнению акад.
З. Ахметова, в казах. стихах
(жыр) издавна чередовались семисложные и восьмисложные строки (4 слога
— 3 слога; 3 слога — 2 сло-
га — 3 слога). В нар. поэзии
одним из др. стихотворных
рисунков явл-ся использование семи-восьмисложных строк. Обычно эпич.
дастаны (поэмы) и толгау
(размышления) исполнялись в ритме желдирме (речитативное пение), имели
семи-восьмисложные строки. Произв. в виде больших
стихотворных частей назывались «жыр». Эта стихотворная форма характерна
для эпич. поэзии. Наряду с
этим, в нар. поэзии широко использовался одиннадцатисложный стих (4 слога
— 3 слога — 4 слога, или 3
слога — 4 слога — 4 слога).
Этот размер использовался в нар. песнях, стихах,
дастанах (поэмах), во время
айтысов. Наиболее часто в
казах. поэзии используются стихотворные размеры:
семисложный, семи-восьмисложный, одиннадцатисложный. Шестисложные,
четырехсложные встречаются редко. В стихах, где
кол-во слогов превышает
одиннадцать слогов, напр.,
четырнадцатисложный,
пятнадцатисложный, получается составная строка, т.
е. две семисложные строки,
две восьмисложные строки.
Наиболее др. стихотворным
размером у тюркояз. нар.
был семисложный стих.
КАЗАХСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ
04.10.2016
2645