Совокупность филос. учений мыслителей казах.
нар. В казах. яз. прежде
не было понятия «философия». Термин «К. ф.» —
категория совр., но такие
понятия, как «дана»
— мудрый, «данышпан» —
мудрец, «даналық» — мудрость, «хаким» — ученый,
мудрец (в араб. источниках так наз. Сократа, Пла-
тона, Аристотеля), всегда
присутствовали в казах.
яз. Историю К. ф. разделяют на два периода: 1)
становление и развитие
общетюрк. философии,
предшественницы и основы К. ф., в к-рой выделяют творч. Коркыта, Юсуфа
Баласагуни, Ходжи Ахмета
Ясави, Абу Насра аль-Фараби, Махмуда Кашгари и
др.; 2) формирование казах. филос. мысли с момента завершения формиро-
вания казах. нар. (XIV-XV
вв.) и образования Казах.
ханства. Первым философом казах. степи считают
Асана Кайгы, создателя
нов. учения о «Жеруйык» («Земля обетованная»),
ставшего основой концепции построения Казах.
ханства. Слово «Жеруйык»
для Асана Кайгы означает
гражданственность, единство, этнич. консолидацию
нации. Эпитет «Кайгы»
(печаль), присутствующий
в его имени, употреблялся по отношению к людям
высокой нравственности.
Асан Кайгы — родоначальник отечеств. философии,
заложивший ист. формы
нац. идеи. Ш. Уалиханов,
придавая исключительное
значение идее гос. обустройства, наз. его первым
казах. философом. Традиция жырау, начатая Асаном Кайгы, продолжалась
до вхождения Казахстана в
состав Росс. империи и существовала во взаимосвязи с традиц. инст. управления, в первую очередь — с
ханской властью. Преемниками филос. идей Асана
Кайгы стали Казтуган-жырау, Доспамбет -жырау,
Шалкииз-жырау, Жиембет-жырау, Маргаска -жырау, Актамберды-жырау,
Умбетей-жырау, Бухар-жырау. В творчестве жырау
присутствовали две осн.
темы — власть и героизм.
Филос. традиция жырау
присутствовала на протяжении всей истории казах.
общ-ва: от образования
Казах. ханства в 1465-1466
гг. до отмены инст. ханской
власти в 1822 и 1824 гг. Этот
период составляет первое
ист.-временное пространство. Более 3,5 веков казах.
общ-во существовало как
социокультурная общность
при ханском управлении
с присущей этому периоду системой ценностных
ориентиров, отраженных в
многочисл. жырах и дастанах: «Алпамыс батыр», «Ер
Таргын», «Ер Едиге», «Камбар-батыр, «Ер Кокше», «Ер
Косай», «Сорок крымских
батыров» и др. Философия подвига нашла свое
продолжение в творчестве
Махамбета Отемисова, для
к-рого были высшей ценностью гражд. права казах.
Подвиг (ерлік) выступает
в произв. Махамбета как
зрелость гражд. сознания.
Духовные ценности, относящиеся к философии
любви, были сформированы под влиянием поэзии
Востока и исконно нац.
понятий, определений и
отражены в поэмах: «Козы-Корпеш—Баян-сулу»,
«Кыз- Жибек», «Енлик-Кебек», «Калкаман-Мамыр»
и др. Ценности человеч.
сущности отражены в казах. нар. сказках через категории добра и зла, понятия «жаман» («плохой») и
«жаксы» («хороший»). При-
соединение к росс. гос-ву
в истории К. ф. ознаменовало нач. нового ист.-временного пространства, в
к-ром социокультурная общность казах. пребывала до 1917 г. В это время
формировались ценности
просветительства. Творч.
Ы. Алтынсарина наиболее полно подходит под
это определение. В своих
произв. он говорит о пользе знаний, к-рые вкупе с
жизненным опытом дают
широкий кругозор, уве-
ренность и добронравие.
Ы. Алтынсарин первым в
К. ф. исследовал категорию «детства». Уникально
наследие Ш. Уалиханова, в
трудах к-рого создан культурно-полит., общий портрет эпохи 2-й пол. XIX в.
Для истории философии
значимыми явл-ся его работы: «О мусульманстве в
степи», «Следы шаманства
у киргизов», «Записка о судебной реформе». В творчестве Абая Кунанбаева
нашла продолжение традиция хикметов (мудрых
слов). Он высказывал мировоззренческие идеи в
области познания человеч.
сущности. Впервые в истории К. ф. Абай изложил
концептуальное видение
модели, сущности зрелой
личности (толық адам). По
мнению Абая, зрелой личностью человека делают
три качества: разум, сердце, воля. В творч. наследии
Абая — глубокие размышления о душе и плоти. В категории «я» душа и разум
едины, и Абай не разделяет их. Если душа бессмертна, следовательно, и разум
обретает вечную жизнь.
Свою мысль Абай дополняет в двадцать седьмом
слове из «Слов назидания», говоря о присутствии
Великого бессмертного
разума. В стихотворении
«Когда баран войдет в ручей, воде жирней не станет» Абай называет место
вечного обитания души и
разума — «ла макан», что
означает место без адреса, вне осязаемого нами
пространства и времени.
Тайна эта известна лишь
Всевышнему. Видный казах. поэт, писатель, композитор, истор. и философ
Ш. Кудайбердыулы много
думал и размышлял о чистом разуме, о связи души
и разума, их взаимообусловленности, но все его
мысли – не ответы на вопросы, а сами вопросы. Ответы на эти вопросы искал
С. Торайгыров в своей кн.
«Ғайса кім?» («Иисус — кто
он?»). Аристотель в трактате «Поэтика»говорит о
том, что создают поэтику бытия поэты и писатели. Продолжателями этой
идеи были казах. мыслители нач. XX в. М. Жумабаев,
Ж. Аймауытов, А. Байтурсынов, А. Бокейханов, М.
Дулатов. В своих произв.
они поднимали вопросы
пробуждения самосознания казах. нар., борьбы с
безграмотностью. Развитие К. ф. было прервано
массовыми репрессиями
казах. интеллигенции в
30-х гг. XX в. М. Ауэзов –
личность, повлиявшая на
формирование нац. самосознания нар. Первое на-
правление его идей — концепция «Бесігіңді түзе»
(«Начни с колыбели»). Это
мировоззренческая по-
зиция, путь сохранения и
укрепления менталитета нации, преемственности
поколений, способ сохранения цивилизованности
общ-ва. Во-вторых, расширяя идею «Начни с колыбели», М. Ауэзов создает
еще одну культурно филос.
концепцию «Әйел — адам-
заттың негізі» («Женщина
— прародительница человечества»). Обосновывая
это положение, М. Ауэзов
создал галерею неповто-
римых женских образов.
После провозглашения независимости Казахстана в
совр. источниках наряду с
понятием «К. ф.», бытует
выражение «казахстанская
философия». Она начала
формироваться в 1960-е
гг., позже возникла казахст. филос. школа, к-рую
возглавил Ж. Абдильдин.
Казахст. философы стали
исследовать проблемы диалектики, логики, познания, взяв за основу труд
нем. философов, в частности «Науку логики» Гегеля.
Стали проводиться глубокие исследования по проблемам философии и ист.
философии. Исследование
К. ф. в системе философии
нар. мира и как составляющей совр. цивилизации
становится приоритетным
направлением в формировании обществ. сознания
суверенного гос-ва РК.
КАЗАХСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
04.10.2016
15389