Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

КАЗАХСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ОДЕЖДА

4720

 Предмет матер. кул-ры казах. К. н. о. шьют по др. традициям, учитывая этнич., экон. и климатич. условия. Благодаря торг. отношениям Центр. Азии и Китая была возможность привозить для пошива дорогие шелковые и хлопчатобум.ткани, а также дешевые ткани, к-рые с нач. XVIII в. выпускали русс. фабрики. Тонкие платья с оборками и рюшами шили из атласа, белой ткани, батиста, капрона, шифона, льна. По назначению нац. одежда подразделеляется на нательную, верхнюю, дождевую, повседн., торжеств. и традиц. К нательной одежде относятся: платье, брюки, жилетки, жен. казакин; к верх. одежде относятся: чапан, купи (одежда с подкладкой из верблюжьей, овечьей шерсти или шкур), безрукавки, ичик, дубленки, шубы; к дождевой относятся: чекмень (домотканый кафтан), каптал (одевается зимой поверх пальто), кебенек кенеп (одежда из войлока, типа бурки), плащ. Одежду шили из шерст., шелковых материалов, кошмы, шкур животных. Одежду для торжеств. случаев шили из дорогих тканей. По казах. обычаю воины перед сражением одевали лучшую, дорогую одежду. Казах. особо ценили дорогие шкуры куницы, енота, крота, а также жеребячьи, собольи, тигровые шкуры. Подкладками для шуб выбирали ценные дорогие шкуры, называемые ичик. Снаружи ичики покрывали тканями из дорогих материалов: атласа, шелка, бархата, парчи, велюра, вельвета и т. д. Для украшения меховых шуб пришивали отложные воротники. Существовало неск. разновидностей ча- панов: для холодного времени шили с подкладкой из свалянной верблюжьей или овечьей шерсти — купи; легкую верх. без- рукавку из верблюжьей шерсти — чекмень; муж. одежду из войлока с различ. украшениями; чапаны с теплыми подкладами, стеганные, расклешенные, отороченные мехом. Широко распространены обработанные дубленки, шубы, снаружи покрытые дорогой тканью и окрашенные (желто-красной краской, изготовленной из листьев березы, сосны, хны, для окрашивания кожи применяли корень растения рау- гаш). Толстыми, длинными иголками надстрочными и крестообразными стежками шили каптама тон (те- плую зимнюю одежду поверх пальто), подол к-рой обшивали оторочкой. Многие шубы шились лицевой стороной из жеребяч. и козлиных шкур. Брюки шили из бархата, плюша, вельвета, пушка, сатина, красного шелка, парчи. К нац. одежде казах. женщин относятся нац. платье, кимешек (жен. головной убор с вышитым узором), жаулык (убор за- мужней женщины), саукеле, тюбетейка, камзол, нагрудники, ичиги. Одежда, предназначенная для девушек, невест, женщин ср. и пожилого возраста, по виду и украшениям подразделяется на четыре группы. Для девушек приталенная одежда шилась с воротником и рукавами, передний борт отделывался вышивкой. Для женщин пожилого возраста шили свободные платья без застежек. Муж. и жен. головные уборы отличаются своеобразием. Головные уборы имеют неск. видов: 1) муж. головной убор: ушанка, калпак-борик, легкий головной убор без подкладки, вышитые орнаментом тюбетейки, стеганные, конусообразные головные уборы и др.; 2) жен. головные уборы: саукеле, пуховая шаль, каркара (остроконечный головной убор), кимешек (убор из белого коленкора), кундик (убор пожилой женщины в форме слегка приплюснутой чалмы), желек (шелковый платок, к-рый молодые женщины носят в первые месяцы замужества до того, как надевают жаулык), бергек (убор надевают после свадьбы), тюбетейка, касаба, шылауыш (белый платок, надеваемый поверх кимешека), жаулык (убор замужней женщины). Зимние головные уборы шили из дорогих и теплых тканей. Традиц. муж. головной убор — колпак — с др. времен шьется из тонкой белой кошмы. Остроконечный колпак из белого фетра наз. «ак калпак», с разрезами на полях и плоской верхушкой — «айыр калпак». Весной и осенью казах. носили головные уборы высокой овальной формы (борик), края к-рых обязательно отделывали шкурой. Зимой носили «тымак». Встречаются образцы тымаков по регионам Жетысу, Сары-Арка. Головные уборы девушек обшивались ожерельем, украшались пушистыми перьями филина, павлина или серой цапли. Жен. головные уборы, окаймленные бобровыми и куньими шкурами, наз. «камшат борик», вышитые золотом — «алтын борик», украшенные жемчугом — «калмаржан борик». Легкие головные уборы, сшитые из вельвета или парчи и украшенные перьями филина или драг. камнями, наз. «такия». Головной убор невесты «саукеле» отличается высокой и конусовидной формой. Украшался зол. и серебр. монетами, жемчугом и различ. ожерельями.Молодые роженицы носили спец. головной убор из белой материи — кимешек. В К. н. о. особое место занимает обувь: сапоги на высоких каблуках, с продольным разрезом в голенищах, расшитые полосками кожи зеленого цвета; сапоги с войлочными чулками, с мягкой подошвой, остроносые, а также стеганные войлочные сапоги; ичиги; шокай (поршни). Обязательной частью К. н. о. были пояса, сделанные из бархата, шерсти, шелка, из дубленной прочной кожи. Кожаные ремни украшались орнаментами, крепились драг. камнями, метал. бляшками, карманами для кремня и т. д. Такие ремни наз. «кисе». Широкие жен. пояса были сшиты из шелка и бархата. Их украшали золотом, серебром, драг. камнями. К. н. о. на протяжении веков менялась в соответствии с климатич. особенностями и кочевым образом жизни казах.

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?