Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

ЖУМАБАЕВ Магжан

11290

Магжан Жумабаев (1893-1938), казах. поэт, литературовед, просветитель и переводчик. Род. на терр. нынешнего Булаевского р-на Сев.-Казахстан. В 1908-1909 гг. Ж. обучался в Уфимском медресе Галия, затем, в 1917 г., окончил Омскую учительскую семинарию. В Омске Ж. стал одним из создателей общества «Бірлік», был редактором его рукописного журнала «Балапан». В 1917-1923 гг. Ж. работал в газ. «Бостандық туы», «Ақ жол», в журнале «Шолпан». В 1923-1926 гг. учился в Московском инст. художественной лит-ры. С 1927 по 1929 гг. работал учителем в г. Петропавловске. Поэтический дар Ж. раскрылся еще в юношеские годы. Сб-к его произв. «Шолпан», выпущенный в 1913 г., принес широкое признание. Творч. Ж. вобрало в себя вост. и европ. кул-ные традиции. Мн. стихотворения поэта посв. тяжелой доли нар., нелегкой судьбе казах. женщин, произволу чиновников («Беззащитная», «Молодая невестка», «Молодая девушка», «Бедняга» и др.). В своих произв. Ж. призывает казах. нар. к знаниям, просвещению («Как добыть знания и культуру», «Нынешние мелодии», «Бедный казах» и др.). Ист. событиям прошлого посв. нек-рые стихотворения Ж., в к-рых он воспевает нар. героев. Наиболее полно талант Ж. проявился в его лирических произв. Стихотворения «Бабочка», «Платок», «Любимой», «Всех красивей – ты» описывают любовную страсть, счастье и радость истинных чувств. Ж. известен как литературовед. Ему принадлежат научные труды об Акан-сере, Базар-жырау, Абубакире Диваеве. Образцы устн. нар. творч. казах. собраны поэтом в книге «Сувенир» (1924). Учебные пособия Ж. «Методика обучения родному языку в начальной школе» (1925), «Педагогика» (1923), «Родной язык в начальной школе» (1923), «Овладеть знанием» (1926) служили просвещению казах. нар. Ж. перевел на казах. яз. рассказы А. М. Горького, В. В. Иванова, Д. Н. Мамина-Сибиряка и др. писателей. Ж. явл-ся одним из основополож. казах. лит-ры. Он внес большой вклад в технику казах. стихосложения, в усиление музыкальности, стройности стиха. В своих произв. Ж. разрабатывал идеи просвещения, свободы и демократии.

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?