В др. и ср. века караванная
дорога из Китая в страны Ср. и Передней Азии,
уникальный ист. памят.
человеческой цивилизации. На протяжении мн.
веков играл важную роль
в развитии экон. и кул-
ры стран и нар., входивших в зону его мощного притяжения. Единая
трансконтинентальная
трасса, начиная со II в.
до н. э., стала по сути
своеобразным мостом
между Европой и Азией,
соединив З. с В. На терр.
совр. Казахстана с VI в.
выделялись два осн. направления: сырдарьинское и тяньшаньское.
Сырдарьинское начиналось в Китае и проходило через Вост. Туркестан
(Кашгар), Семиречье, далее по бер. р. Сырдарьи в
Приаралье, оттуда (либо
через Хорезм на Мангистау, в низовья Жайыка,
а потом к бер. р. Волги и
Дона, на Кавказ, или через Причерноморье) на
Бл. Восток и в Византию.
На этом направлении осн.
связующим звеном между В. и З. служила р. Сырдарья, а гл. торг. центрами были семиреченские
и Юж.-Казахстан. города
Суяб, Навакет, Кулан, Тараз, Испиджаб, Арсубаникет, Отырар, Шавгар и
Янгикент. Второе направление проходило из Вост.
Туркестана (Кашгар или
Алмалык) через Семиречье (Шуская и Илейская
долины) вдоль подножий
Джунгарского, Илейского, Кыргызского, Таласского хр. в Ташкент, а
затем через Самарканд,
Бухару, Мерв — на Бл. и
Ср. Восток, в Малую Азию
и Византию. Здесь выделялись такие города, как
Суяб, Баласагун, Кулан,
Тараз, Испиджаб и Газгирд. В разные ист. периоды интенсивно функционировали разные
направления.