Неопределенность тенденций социальных изменений, равновероятность реализации альтернативных моделей общественного развития с особой силой и очевидностью проявляются в периоды радикальных и стремительных перемен, вовлеченной в которые оказалась и наша страна. Бурные темпы научно-технологического прогресса, становление планетарных коммуникативно-информационных и финансово-экономических сетей, выход политических институтов, рынков труда, нормативно-ценностных систем социальных взаимодействий за рамки национальных государств отражаются на жизни стран и народов, затрагивают фундаментальные основы социального и личностного бытия людей, радикально изменяют облик цивилизации.
Глубоко противоречивые процессы трансформации социальной реальности включают в себя противоположно направленные, а по ряду позиций – и взаимоисключающие тенденции: глобально взаимозависимый и взаимосвязанный мир в то же время сотрясается по линиям геополитических, религиозных и этнических противостояний.
Изменения, происходящие на пространстве бывшего СССР в последние годы, представляют собой серьёзный цивилизационный вызов для всех постсоветских республик, в том числе, и для Казахстана. Предметом конкуренции между странами, приобретающей цивилизационное измерение, становятся ценностные ориентиры и модели развития.
В условиях, когда под флагом борьбы с новыми вызовами и угрозами продолжаются попытки создания «однополярного мира», идет навязывание другим странам своих политических систем и моделей развития – при игнорировании исторических, культурных, религиозных и других особенностей развития остального мира, перед новыми государствами остро встаёт задача определения своей культурно-цивилизационной идентичности, не повторяющей современных глобалистских рецептов. Ситуация осложняется тем, что это происходит на фоне борьбы с международным терроризмом, которая требует широкого диалога между культурами, конфессиями и цивилизациями, их противодействия экстремизму в собственной среде.
Движение к единой цивилизации – категорический императив глобального мира. Но постепенно и неуклонно приходит осознание того, что культурно-цивилизационные ценности – не книги, которые переносят с полки на полку, а топливо, которое должно сгореть в горниле уникальных культурно-цивилизационных комплексов и стать энергией их органичной динамики (Ю. Лотман). Реальная дилемма: мутация и уход на погост истории, или трансформация – как творческое освоение мирового опыта на основе и в контексте отечественных социокультурных ценностей и традиций. При всеобщем признании фундаментального значения демократии и рынка как основ общественного устройства и хозяйственной жизни, их реализация принимает различные формы – в зависимости от истории, национальных особенностей и уровня социально-экономического развития государств.
Именно такими методологическими установками руководствовалась группа ученых Института философии и политологии, приступая к исследованию сложных и многоплановых культурно-цивилизационных процессов, происходящих в современном Казахстане. Научно-исследовательский проект «Культурно-цивилизационные процессы в современном Казахстане: философско-политологический анализ» (2009–2011 гг.) входит в программу фундаментальных исследований «Казахстанский путь развития в глобальном мире: философско-мировоззренческие и социально-политические проблемы».
В представляемом проекте раскрываются теоретико-методологические и социокультурные основания цивилизационного развития Казахстана, анализируются аксиологические аспекты глобализационного процесса – в контексте соотношения «своих» и «чужих» культурных ценностей, проводится комплексное исследование факторов культурной динамики, определяющих цивилизационное развитие страны.
Прежде всего, требовал уточнения категориальный аппарат исследования. Проанализировав понятия «цивилизация» и «культура» в истории философии и в современной социальной теории, исследователи разработали концептуально-методологические модели и исследовательские стратегии анализа культурно-цивилизационного развития Казахстана.
Концептуальные модели культурно-цивилизационного развития Казахстана должны строиться, по мнению исследователей, на основе анализа полицентрической сети социальных взаимодействий и иерархически организованной системы их институциализации. Поскольку специфика со-
циокультурной сферы общества состоит в том, что схемы ее осмысления являются интегрированной частью самой культуры и механизма ее преобразований, то концептуальные модели процессов и структур культурно-цивилизационного развития должны включать самих себя в предметную область исследования.
Руководители проекта:
А.Г. Косиченко, В.Д. Курганская
Читать подробнее:
Культурно-цивилизационные процессы в современном Казахстане: философско-политический анализ pdf
Материал предоставлен Институтом философии, политологии и религиоведения КН МОН РК