УПРАВЛЕНИЕ ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКИ г. АЛМАТЫ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
КОМИТЕТ НАУКИ
ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ И ПОЛИТОЛОГИИ
АССОЦИАЦИЯ СОЦИОЛОГОВ КАЗАХСТАНА
РОЛЬ ТРАДИЦИОННЫХ РЕЛИГИЙ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЭКСТРЕМИЗМУ И ТЕРРОРИЗМУ
Научно-практическая конференция «Роль традиционных религий в противодействии экстремизму и терроризму» прошла в г. Алматы 21 декабря 2011 г.
Конференция была проведена в рамках государственного социального заказа по выполнению социально значимого проекта «Проведение комплекса мероприятий по пропаганде межконфессио-нального согласия и формированию толерантного сознания» при поддержке Управления внутренней политики акимата г. Алматы. Организатором конференции выступила Ассоциация социологов Казахстана при научно-методическом обеспечении ее Институтом философии и политологии КН МОН РК.
Тема, вынесенная для обсуждения на конференции, предельно актуальна для казахстанского общества на современном этапе его развития. В перечне угроз национальной безопасности религиозно мотивированный экстремизм и терроризм выходят на основные позиции – и одно это заставляет экспертное сообщество уделять данной проблематике повышенное внимание. В работе конференции приняли участие ведущие религиоведы, политологи, философы, лидеры традиционных конфессий, представители НПО. Ход конференции освещали казахстанские СМИ.
На конференции были представлены доклады и выступления сотрудников Института философии и политологии КН МОН РК: Е.У. Байдарова, Е.Е. Буровой, В.Ю. Дунаева, А.Г. Косиченко, М.М. Нургалиевой, Н.Л. Сейтахметовой, М.З. Изотова, с интересными сообщениями выступили представители ДУМК и Митрополичьего округа РПЦ в Казахстане. В последующей дискуссии приняли участие как ученые Института, так и преподаватели ряда ведущих вузов Алматы, Шымкента, Туркестана. Дискуссия выявила наиболее острые аспекты в исследовании таких явлений, как экстремизм и терроризм, прибегающих к псевдорелигиозной риторике, и наметила несколько направлений углубления научно-экспертного сопровождения процессов противодействия экстремизму и терроризму.
В качестве рекомендаций на конференции были высказаны следующие предложения:
1. Лидеры традиционных конфессий должны приложить максимум усилий для развенчания идеологии религиозно мотивированного терроризма. Фетвы, издаваемые ДУМК, и направленные против «Хизб-ут-Тахрир» и салафии, играют свою положительную роль, но противодействие экстремизму и терроризму на догматическом уровне должно быть усилено. Необходимо закрепить в общественном мнении антиисламскую сущность терроризма, а это требует каждо-дневной и кропотливой работы, в том числе, и посредством СМИ.
2. Интегративный характер протестного потенциала позволяет связать противоправные формы его проявления с ложным восприятием религии. Исламистская идеология присутствует в социально-политическом пространстве Казахстана именно вследствие того, что ислам (как мирная и гуманная религия) не противопоставляется исламизму. Ислам сегодня втянут в процессы, которые можно проиллюстрировать следующей схемой: ислам в его истинной сущности – политизация ислама – исламизм – экстремизм – терроризм. Эту схему необходимо разорвать, и, тем самым, лишить экстремистов и террористов возможности прибегать к исламской риторике.
3. Следует расширить методологию исследований в области религиоведения, обогатив ее, наряду с собственно политологическими методами, глубокой философией, культурологией, богословием, аксиологией. В дальнейшей деятельности отдела религиоведения Института философии и политологии КН МОН РК следует исходить из необходимости всестороннего анализа сложнейших процессов, протекающих в религиозной сфере Республики Казахстан.
4. Противодействие экстремизму и терроризму способны оказывать не только традиционные религии, этой цели могут послужить и деятельность ряда новых религиозных движений, внеконфессиональные мировоззренческие идеологии. Этот потенциал также необходимо использовать.
5. Особое внимание в комплексном противодействии терроризму необходимо уделять патриотическому и нравственному воспитанию молодежи – как социальному слою, который находится в центре воздействия исламистских проповедников. Надо найти специфические формы «увода» молодежи из-под этого воздействия.
6. Было отмечено, что Закон РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях», принятый в октябре 2011 года, закрепляет и конкретизирует свободу вероисповедания и, наряду с этим, предоставляет государству возможность более эффективно бороться с негативными явлениями в сфере государственно-конфессиональных отношений.
7. Религия в современном мире превратилась в действенный механизм геополитики. Многие силы сегодня используют религию для осуществления своих прагматических целей. Выработаны методы вовлечения религии в протестные движения. Все это следует иметь в виду, реализуя программы противодействия экстремизму и терроризму.
8. Так как исламисты используют в своих проповедях противоречия, имеющиеся в социально-политической, экономической, культурной, межэтнической сферах в настоящее время, необходимо решать реальные проблемы в этих областях общественного развития. Именно их нерешенность дает аргументы религиозным радикалам. Круг актуальнейших для региона проблем давно очерчен: коррупция, отсутствие социальной справедливости, безработица среди молодежи, отсутствие «социальных лифтов», слабое развитие демократических институтов и т. п. Решение обозначенных проблем является самой эффективной формой борьбы с религиозно мотивированным экстремизмом и терроризмом.
Читать подробнее:
Роль традиционных религий в противодействии экстремизму и терроризму PDF