Проблема Центральной Азии, ее цивилизационного разви-тия, вопрос о культуре региона и путях его развития стал осо-бенно актуальным в последнее время. Здесь возникли новые не-зависимые государства, идет поиск путей самоидентификации, реализации себя как самобытной и уникальной культуры.
Центральная Азия традиционно тесно связана с миром исла-ма, оставаясь в то же время культурой самобытной и оригиналь-ной. Ислам был воспринят и стал органичной частью самосозна-ния народов региона. Причем процесс был не односторонним, а взаимным. Ислам и арабская культура обогатили тюрков, и тюр-ки, в то же время, развили это учение, в результате чего возникла новая великолепная культура, родившаяся в синтезе арабского и исламского мира и тюркской среды и способа миропонимания. Ислам стал живой душой тюркской культуры, определившей характер тюркского мироощущения. Прекрасно иллюстрирует этот тезис существование у казахов благородного рода «кожа», идущего после ханского рода потомков Чингисхана «торе».
«Кожа» - потомки арабских миссионеров, принесших в Степь ис-лам и сохранившихся в этой среде в силу родоплеменного харак-тера кочевого общества. Они стали казахами, но само их наиме-нование связывает их с историей, и повышенное уважение к ним само говорит об особом отношении к людям, принесшим Веру.Тюркоязычный мир вовлекает в свою орбиту множество на-родов с различными обычаями и культурой, причем отличающих-ся и способами организации экономической жизни. Например, узбеки традиционно ведут оседлый образ жизни, населяя регио-ны с поливным земледелием. Казахи и киргизы - кочевники, что формирует определенный тип культуры.
Отсюда же соответствующий вид приобретает и тяготение этих культур к цивилизационным моделям. Страны с оседлой куль-турой, как, например, Узбекистан, более склоняются к исламской цивилизации, тяготение к которой у них намного сильнее, чем в Казахстане и Кыргызстане, с их традициями и ценностями коче-вой культуры. Эти страны менее склонны безоговорочно считать себя ориентированными на исламскую культуру в силу отличия их культур от чисто исламских стран с арабским населением. Этот мо-мент усиливается тем, что в мусульманском мире, как замечает американский ученый С. Хантингтон, отсутствует «сердцевинное» государство, могущее служить объединяющим фактором, своео-бразным Римом исламской культуры.
Второй момент, по которому проходит цивилизационная самои-дентификация народов Центральной Азии, - это тезис об особой ци-вилизации тюркского мира. Близость тюркских народов несомненна по многим причинам: языковым - все тюрки говорят на родственных языках; культурным - элементы их культур сходятся по многим па-раметрам и, прежде всего, для них характерны аналогичные эпосы, мифы; историческим - их объединяет общая история, все эти наро-ды вышли из одного корня, и все они были объединены советской империей; экономическим - экономики их за время жизни при совет-ском тоталитарном строе стали взаимосвязанными, их охватывают системы единой для них инфраструктуры и т.д.Для этих стран характерны следующие интегративные фак-торы, позволяющие выделить их в определенную самостоятель-ную общность: общая для всех вера - ислам. Хотя и не так широко распро-страненный во всех странах в смысле единой сильной привер-женности к его нормам и разбавленности классических канонов веры элементами народной веры, ислам стоит в ряду основных факторов «родства» стран региона. Ислам внес единый элемент, выраженный в культуре всех стран региона, став одним из осно-ваний их традиций и культуры: религиозные праздники, святые места поклонения, исламская этика;
– привнесенная исламом арабская культура, что нашло
свое выражение в письменности. По крайней мере, до советских
времен грамота была основана на арабском письме и связана
с Кораном и богословием (отсюда же и наличие чисто арабских
слов в современных тюркских языках). Ислам и арабская куль-тура связаны с именами таких выдающихся деятелей культуры,
ключевых персон всемирной истории, как аль-Фараби и Ходжа
Ахмет Ясави;
– корневое родство всех тюркоязычных народов Центрально-азиатского региона, особая культурная среда, созданная языком,
который варьируется от этноса к этносу не настолько, чтобы
нельзя было понять друг друга, сравнительно позднее выделе-ние современных этносов, составляющих Центрально-азиатский
тюркский мир, из общего субстрата;
– недавнее прошлое, связанное с жизнью в одной стране, вос-приятие элементов русской культуры, языка, тесная связь с Россией
и относительно слабые связи с другими странами за пределами ре-гиона (по крайней мере, пока эти связи еще не сложились).
При отмеченных факторах близости стран региона, разуме-ется, есть и факторы разъединения. Они лежат в плоскости по-литики и экономики, выражаясь как соперничество, в первую оче-редь, за политическое лидерство в регионе и как политическое проявление экономических проблем. Достаточная однородность экономик стран Центральной Азии, вызванная их богатством при-родных ресурсов и,соответственно, сырьевая направленность их экспорта делает их естественными конкурентами на рынке.
Другое направление, по которому проходит линия рассогла-сования, это различный уровень развития этих стран: урбаниза-ции, наличия мощного индустриального слоя и сохранения эле-ментов традиционных устоев в обществе. В этом смысле наиболее слабое развитие общественных систем и наиболее низкий уровень урбанизации характерны для этносов с оседлой культурой. Они более полно сохранили эле-менты своей традиционности. Объяснением этому факту могут быть следующие причины:
– большая устойчивость оседлой культуры перед внешним
воздействием в сравнении с кочевой, которая при всей своей
консервативности чутка и восприимчива к новому и подвергается
сильной эрозии в случае изменения условий жизни;
– сложность и дороговизна освоения территорий со слож-ным рельефом, преимущественно гористым, что характерно, на-пример, для Узбекистана и Таджикистана;
– сознательное сохранение в более или менее нетронутом
виде традиционных общественных структур в южных районах во
время советского правления, поскольку их экономика получила
ориентир на такие виды производства, для которых эти структуры
были эффективны (например, Узбекистан, где основной сельско-хозяйственной культурой являлся хлопок).
Неравномерное развитие и неопределенность путей даль-нейшего развития региона становится одним из основных пре-пятствий для новых интегративных тенденций. Целостный образ
региона еще не сложился, до сих пор не выработаны стратегии и
концепции его развития как новой целостности. Нынешний этап в
жизни постсоветской Центральной Азии, с пятьюдесятьюмиллион-ным населением, все еще сохраняет формы прежнего общества.
Не сложились постсоветские приоритеты политического и эконо-мического курса, нет четких геополитических приоритетов, и, сле-довательно, регион до сих пор вырабатывает ресурс, сохраненный еще с советских времен. Единое развитие региона как цивилизационной общности и открытие его современному однополярному миру невозможно без решения этих сложных проблем. Центральная Азия - ключе-вой регион, осуществляющий связь между двумя мирами, пью-щий воду из двух источников - Востока и Запада. И он должен в полной мере выявить свою особую миссию в динамике мирового цивилизационного процесса.
Мир ислама по праву гордится теми величайшими завоевания-ми в области духовной культуры, что снискали ему славу в истории человечества и определили его достойное место в возвышении исламской культуры, литературы и философии. Широкое распро-странение и уже в течение многих веков демонстрируемое посту-пательное развитие исламской духовности, закрепленное и выра-женное в священной книге мусульман - Коране, захватывает в свою орбиту многие государства и регионы мира. Не является исключе-нием в этом смысле и Казахстан - зона традиционного распростра-нения ислама, имеющая за собой длительную историю внедрения и пространственного расширения его духовного влияния. И хотя мы констатируем, что Казахстан, в силу геополитических условий, определенным образом «периферийная» по отношению к эпицен-трам ислама область, все же мы должны подчеркнуть, что в сво-их существенных, общечеловеческих чертах ислам укрепился в Казахстане. Правда, и претерпел определенную трансформацию, связанную, в первую очередь, с особенностями способа хозяй-ствования и быта кочевого казахского общества. А потому спец-ифической чертой ислама как мировоззрения в Казахстане стал своеобразный его синкретизм с местными традициями тенгриан-ства. Проникнув в казахскую степь, ислам, не став ведущим прин-ципом государственной жизни и политики, укрепился и утвердился как часть мировоззренческой ориентации общества, как компонент культуры и важная сторона религиозно-культовой практики.Мировоззренческие универсалии ислама, особенно в сфере нравственности, начиная с периода проникновения ислама в ка-захскую степь и в последующем, нашли свое отражение не только в повседневном жизненно-практическом опыте людей, но и выразились в исканиях великих мыслителей Казахстана и Центральной Азии.
Здесь следует особо отметить, что по евразийскому про-странству проходит граница между двумя крупнейшими миро-выми религиями - исламом и христианством. Потому, на первый взгляд, естественным путем развития Казахстана оказывается его органичное вхождение в тюркско-исламский мир, с которым нас связывает вековая общность национальных корней, языка, традиций, обычаев. Однако, в отличие от других республик Цен-тральной Азии, вряд ли в национальной культуре Казахстана бу-дут доминировать чисто мусульманские формы. В его степях с древних времен исповедовались и мирно сосуществовали раз-личные религии, среди которых были древнее христианство и буддизм, а традиции тенгрианства по своей значимости для про-стого народа немногим уступали исламу. Хотя на юге Казахстана находится усыпальница почитаемого во всем мусульманском мире святого Ходжа Ахмета Ясави, куда теперь часто приезжают почетные гости из этого мира, в целом можно говорить о продол-жающейся исламизации Казахстана.Конечно, в отдаленной перспективе можно предполагать, что ислам займет в духовной жизни Казахстана не меньшее место чем православие и соборность в сегодняшней России. Однако как возможная основа общенационального единения общества религия оказывается стабилизирующим фактором лишь при ее признании большинством населения страны.Разумеется, религия, как то или иное вероисповедание сама по себе отнюдь не является неким социальным злом. Напротив, в истинном ее понимании религия способна играть и зачастую действительно играет позитивную роль в развитии общества. Так, исламская вера в свое время, в эпоху ее распространения на территории Казахстана, оказала положительное влияние на процесс консолидации казахского этноса, формирования казахской нации. Это позитивное начало религиозности связано не только с фактором одной лишь внешней принадлежности людей к той или иной большой идеологической группе, но и с внутренней установкой всякой подлинной религии на высшие ценности человеческой жизни. Поэтому сейчас очень важно глубокое изучение проблемы совместимости религиозных и демократических ценностей в процессе трансформации транзитного общества.Однако если религиозное мироотношение или какая-то конкретная религия начинает противопоставляться другим формам человеческого бытия или другим конфессионально оформленным объединениям, это порождает, как и всякая абсолютизируемая идеология, определенную угрозу для духовно-нравственной безопасности государства изнутри и извне. Тогда мы имеем ту ситуацию, которая чревата резким противостоянием, открытым конфликтом, вооруженным столкновением, как это происходит сегодня во многих регионах мира, в том числе в Центрально-азиатском регионе.Практически все новые независимые государства Центральной Азии принадлежат к разряду «мусульманских стран». Сейчас оче-видна тенденция роста мусульманской общины в Казахстане, что во многом определяется продолжающейся миграцией европейского населения, и, в то же время, ростом численности тюркоязыч-ных народов.Для государств Центральной Азии, в большинстве своем являющихся полиэтничными и поликонфессиональными, характерно отождествление населением своей конфессиональной принадлежности с этнической. Так, азиатские этносы относят себя к мусульманам, европейские – к христианам («русскоязычные», как правило, придерживаются православия). По данным Государственной комиссии по делам религии Кыргызстана, 80% всего населения – приверженцы ислама Здесь сразу необходимо сделать следующую оговорку.
Действительно, в историческом и геополитическом аспекте религии имеют свой так называемый ареал распространения Несмотря на то, что каждый человек может исповедовать ту или иную религию, или не исповедовать никакой, все же исповедание веры осуществляется человеком в обществе и государстве. Государство, в особенности то, которое приняло ту или иную религию до «эпохи демократизации», более или менее явно настаивает на преимущественном исповедании своим населением именно этой религии. Более явно это прослеживается в теократических государствах или в странах, имеющих государственную религию.Государства же, имеющие устойчивые демократические традиции, являются, как правило, светскими. Однако и в них на государственном уровне, также как и на уровне общественного со-знания, отдается предпочтение какой-либо религии. К примеру, в США при законодательном равноправии религий, в реальности приоритет имеет христианство, что объясняется большим числом верующих – христиан. Такая же ситуация характерна и для стран Западной Европы. Именно в этом смысле можно говорить об истории Хамисов В. Проблемы самоопределения исламских организаций в Кыргызстане // www.kisi.kz
особенности «центрально-азитского» ислама теснейшим обра-зом связаны со следующими факторами
во-первых, ислам в Центральной Азии всегда занимал не-сколько периферийное положение по отношению к классическому ближневосточному варианту мусульманства. Именно данный фактор во многом предопределяет то, что в центрально-азиатском регионе отсутствуют те характеристики, которые свойственны зарубежным мусульманским странам: провозглашение ислама государственной религией, введение исламских норм (шариата) в правовую, социокультурную и политико-правовую систему, законодатель-ное закрепление привилегий мусульман в этнические и культурно разнородных обществах (яркий пример – Малайзия) и другие;
во-вторых, особенности ислама определяются спецификой статуса Центральной Азии, находящейся в зоне, где сочетаются оседлая и кочевая цивилизации;
в-третьих, выделяют области так называемой «ранней» и «поздней» исламизации. «Ранее» распространение ислама происходило в оседло-земледельческой культурной зоне Узбекистана и Таджикистана, а также юго-западного Кыргызстана. Более «поздняя» исламизация наблюдалась у кочевников на территории со-временного Казахстана, Кыргызстана и Туркменистана.Именно эти различия в распространении ислама определили специфику его роли в жизни различных народов Средней Азии, в степени устойчивости ислама и его проявлении в разнообразных сферах жизни общества. Народы оседло-земледельческой традиции (узбеки, таджики), как было сказано, отличаются активным включением исламских традиций и представлений в различные аспекты жизнедеятельности. И, напротив, кочевая культура казахов, кыргызов, отчасти туркменов характеризуется неукорененностью, размытостью исламских установлений и норм, что свидетельствует о довольно поверхностном процессе исламизации, которая в большей степени обеспечивалась соединением ислама с локальными доисламскими традициями.Вышеобозначенная специфика распространения ислама, складывавшаяся на протяжение веков в Центральной Азии, оказа-1Султангалиева А.К. Ислам в Казахстане: история, этничность, общество. Алматы, 1998. – 188 с.
При этом проводимая в СССР политика в наименьшей степени повлияла на развитие ислама в Таджикистане, чуть в большей степени – в Узбекистане, в наибольшей – в Казахстане и Кыргызстане.
Одним из наиболее значимых факторов можно назвать со-отношение численности городского и сельского населения. Как известно, по данным 2000 года более высокий уровень консервативности сельского населения способствует сохранению религиозных традиций. В Узбекистане сельское население составляет 61%, Туркменистане – 54,6%, Таджикистане – 71%, в Кыргызстане – 64%, в Казахстане – 44%. Таким образом, во всех центрально-азиатских государствах, за исключением Казахстана, сельское на-селение составляет более половины населения. При этом наименее урбанизированным предстает Таджикистан.Не менее значимым является этнический фактор. В результате произошедших после распада Советского Союза миграциoных процессов происходит постепенное превращение государств Центральной Азии в моноэтнические страны, опять-таки за исключением Казахстана (65% носители ислама, 30% - христианства, 5% - приверженцы других конфессий). В Узбекистане более половины населения составляют узбеки (74,5%), в Туркменистане преобладают туркмены – 72%, в Таджикистане доминируют тад-жики – 62,2%. Большую часть населения в Кыргызстане составляют кыргызы (58,6%). В Казахстане казахи составляют 65% от общей численности населения страны. Практически во всех центрально-азиатских странах можно проследить региональную дифференциацию по степени и глу-бине религиозности, когда она повышается в направлении к югу.
В Узбекистане это Ферганская долина, в Кыргызстане – Ошский регион, в Казахстане – Южно-Казахстанская область. Данная региональная закономерность совпадает с довольно низкими социально-экономическими показателями развития данных об-ластей, перенаселенностью и трудоизбыточностью людских ре-сурсов, большинство которых составляют молодые люди, они характеризуются высокой степенью безработицы, аграрной направленностью национальных экономик.