Религия Ислам в Казахстане:
исторический контекст
История нашей страны уже много столетий незыблемо связана с исламом.
Ислам стал одним из главных источников формирования самобытной духовности и культуры казахского народа.
Древние тюрки, предки казахов, непосредственно участвовали в становлении исламской цивилизации и причастны ко многим ее победам.
Распространение мусульманских идей на территорию Центральной Азии и земли Казахстана относится к VII-VIII вв. н.э.
Первое знакомство жителей региона с исламом происходило еще в 670-е гг., когда здесь появились первые арабы-миссионеры.
В начале VIII в. в Центральной Азии отмечается развитие миссионерской деятельности.
Однако окончательный триумф ислама произошел в середине VIII в. В 751 г. у города Атлаха недалеко от Тараза развернулась многодневная битва между арабским военачальником Зиядом ибн Салихом и китайским полководцем Гао Сяньчжи. В кульминационный момент битвы в тылу китайцев восстали и перешли на сторону арабов племена карлуков. Китайские войска были полностью разбиты и оставили Жетысу и Восточный Туркестан. Победа пришедшей под зеленым знаменем ислама арабской армии ознаменовала собой начало утверждения религии пророка Мухаммеда и мусульманской культуры во всем центральноазиатском регионе.
Распространение ислама на территории современного Казахстана было процессом, продолжавшимся несколько столетий. Вначале новая религия проникла в южные районы. Уже к концу Х в. ислам утвердился среди оседлого населения в Жетысу и на Сырдарье. В начале X в. мусульманство принял родоначальник династии Караханидов Сатук, а его сын Богра-хан Харун Муса в 960 г. объявил ислам государственной религией.
История подтверждает, что исламизация региона носила мирный характер.
Великий Шелковый путь был благодатным местом для последователей многих вероучений, включая христианство (преимущественно несторианство и яковитство), буддизм, зороастризм.
Широко среди тюркских жителей степных районов было распространено тенгрианство.
Введение ислама среди местного населения проходило мирным путем и не привело к притеснениям и насилию. Ислам добровольно принимали представители разных сословий и народов. В литературных памятниках, эпосе и исторических документах не были зафиксированы случаи неприязненного отношения к мусульманству.
Деятельность арабских проповедников и сегодня может служить образцом посвящения людей к вере путем убеждения и доброго примера.
Идеалы ислама утверждались в Центральной Азии с помощью благих дел. Коренное население региона стало органической и неотъемлемой частью мусульманского мира. Утверждение исламских ценностей, сыграло большую роль в приобщении народов к гуманистическим традициям одной из мировых религий.
В начале XIII в. распространение ислама на территории Казахстана было замедлено монгольским завоеванием, принесшим в Среднюю Азию и Казахстан новые группы населения – различные тюркские и монгольские племена, со своими традиционными религиями. Были уничтожены многие города, разграблены научные и культурные центры, разрушены мечети и медресе.
Тем не менее, местные культурные и духовные традиции прошли испытание и со временем воссоздались. Монгольские завоеватели, приняли ислам и перешли на тюркский язык. Это привело к тому, что в течение средневековья религия пророка Мухаммеда продолжила продвижение в кочевую степь, привлекая все новые группы населения.
Положение ислама утвердилось после принятия мусульманства Золотой Ордой при хане Берке (1255-1266 гг.), а также принятия его последующими ханами (Тудеменгу, Узбеком). К примеру, при хане Узбеке (1312-1342 гг.) в золотоордынской столице, городе Сарае, функционировало 13 мечетей.
Религия превратилась в один из инструментов, обеспечивающих единство общества.
Велись целенаправленные призывы к исламу среди кочевников. Проповедники шли в степи из Поволжья и Средней Азии, из разных районов мусульманского мира.
Среди миссионеров было немало представителей суфийского духовенства. Ордена накшбандийа и ясавийа пользовались огромным влиянием на власть и общественное сознание. Под контролем суфийских общин находились мечети, медресе, без их участия не обходились общественные и частные церемонии.
Особенностью распространения ислама среди кочевых племен Казахстана явилось то, что мусульманское вероучение легко адаптировалось к национальным традициям и обычаям казахского народа.
С образованием казахской народности в XV веке, внедрение ислама способствовало укреплению верховной власти ханов и слиянию различных казахских племен в единую этническую общность.
Жители Казахского ханства придерживались суннитского ислама ханафитского мазхаба, но при этом в общественной и частной жизни складывался своеобразный синтез ислама с элементами тенгрианства и шаманизма.
Казахская государственность с момента своего появления опиралась на мусульманские правовые нормы.
Свою приверженность шариату утверждали все казахские ханы от Керея и Жанибека до последнего общеказахского хана Кенесары.
Значительное влияние шариат оказал на кодексы степного государственного права, принятые Касым ханом и Есим ханом.
Значительным шагом к введению ислама в общественную жизнь и юридическую практику стал кодекс законов «Жеті Жарғы», утвержденный ханом Тауке.
Нормы административного, уголовного и гражданского права, зафиксированные в этом документе, в значительной степени опирались на положения шариата. В частности, законы «Жеті Жарғы» признавали поддержку государством мусульманской религии. Доказательством этому служат следующие положения: «Богохульника, изобличенного семью свидетелями, должно убивать каменьями...»; «Ежели кто примет христианскую веру, у того родственники отнимают все его имение»; «Духовные завещания делаются при родственниках и муллах».
Законодательное утверждение получил сложившийся в Казахском ханстве строй общества, в котором доминирующую позицию получило аристократическое сословие - ак-суйек, стоявшее вне традиционного деления на жузы и роды. К элитному сословию относились чингизиды, ведшие происхождение от потомков Чингисхана, а также ходжи, которые считались потомками сподвижников пророка Мухаммеда.
Выделение в «Жеті Жарғы» ходжей в качестве одного из ведущих сословий указывает о высоком социальном статусе ислама.
Тем самым, юридические нормы еще в большей степени были связаны со сложившимся в степи обычным правом – адатом, либо представляли собой синтез адата с шариатом. Несомненно, что ислам освятил многие нормы и традиции адата, что нередко затрудняло выявление четкой границы между адатом и шариатом. Это можно проследить и в нормах «Жеті Жарғы».
В казахском обществе сохранялось смешение элементов ислама и древних народных традиций. Например, ислам не отверг древний обычай сватовства детей – «Бесік құда».
Соответственно этому обычаю, когда степень родства становится отдаленной, заинтересованные стороны связывают новыми брачными узами своих детей, близких родственников. Ислам проявил благонамеренность и лояльность к такому древнему обычаю, как калым.
Таким образом, можно сказать, что укрепление положения мусульманской религии в регионе происходило на фоне сохранения позиций и определенного согласования с языческими верованиями.
Сложился так называемый религиозный синкретизм, когда следование исламскому вероучению совмещалось с сохранением в культовой практике древних языческих традиций, заметным оставалось влияние анимизма, шаманизма, поклонения предкам. Из чего следует то, что в степи получил распространение так называемый народный ислам, включавший азы доисламских верований.
Соответственно, хотя и сложилась прослойка всеми признаваемых представителей ислама в лице имамов, кади, мулл, мударрисов и других, организационно оформленные структуры мусульманского духовенства были все же развиты слабо.
В XVI-XVII вв. дальнейшему распространению ислама на территории Казахстана способствовали интенсивные экономические и культурные связи казахов со среднеазиатскими народами и волжскими татарами.
Проводниками ислама выступали миссионеры из Бухары, Самарканда, Ташкента, Хивы, Туркестана.
* * * * *
Ислам в современном Казахстане
Опыт последних лет показывает, что ислам характеризуется мощным созидательным потенциалом, способствующим поддержанию и развитию духовности в обществе.
Миролюбивая сущность вероучения пророка Мухаммеда, выраженная в неприятии насилия, а также в отказе от расовой и национальной нетерпимости, позитивно сказывается на сохранении и укреплении стабильности в нашей стране.
«Для нас, казахов, ислам – это, в первую очередь, высокий идеал и фактор, определяющий наше мировоззрение, своего рода Символ, позволяющий воздать должное памяти наших предков и богатой мусульманской культуре, которым некогда угрожало полное забвение», – пишет Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев в своей книге «Критическое десятилетие».
Гуманистические и уважительные идеалы ислама обеспечили социальное развитие и совершенствование человечества. Прогресс и эволюция мирового сообщества обеспечивались гуманистическими устремлениями, излагаемыми в классическом виде в священном Коране. Поэтому успехи современной цивилизации, нельзя принимать во внимание вне ценностей ислама.
Ислам в независимом Казахстане стал влиятельной общественной силой. За эти годы в стране существенно изменились число мусульманских общин. Если в 1991 г. их было всего 68, то в начале 2000-х гг. их численность достигла 1652, а по данным 2012 года число мусульманских общин выросло до 2229.
По результатам переписи 2009 год численность мусульман в Казахстане составляет 70,19 %.
По всей стране возводятся новые мечети. По результатам перерегистрации религиозных объединений в 2012 году в стране действовало 2228 мусульманских культовых сооружений.
22 марта 2005 г. в Астане с участием Президента Нурсултана Назарбаева была открыта мечеть «Нур-Астана». «Новая мечеть, – сказал на церемонии Глава государства, – станет подлинным духовным и религиозным центром молодой столицы Казахстана, а ее здание, отличающееся большим изяществом и красотой, еще больше украсит архитектурный облик города, придав ему особую неповторимость... Ознакомившись с культовым сооружением, гости города получат конкретное представление об Астане как о столице страны, исповедующей ислам – величайшую религию современности».
Мечеть «Нур-Астана» вошла в состав Исламского культурного центра, украсившего собой левый берег столицы. Мечеть одновременно может принять до пяти тысяч прихожан. Величественное здание украшают четыре минарета, каждый высотой в 62 метра, и 21 купол, покрытый алюминием с позолотой. Высота главного купола равняется 43 метрам.
В 2012 году по инициативе главы государства, была открыта крупнейшая в стране мечеть «Хазрет Султан».
Соборная мечеть является одним из красивейших архитектурных сооружений столицы и олицетворяет духовное богатство казахстанского народа. Крупнейшая в Центральной Азии мечеть во время мусульманских праздников сможет вместить до 10 тысяч человек. « …Сегодня, в День нашей столицы, мы открываем эту величественную мечеть. Символично, что эта дата совпала со священным для всех мусульман пятничным днем. Я от всей души поздравляю вас с этим светлым событием. Сегодня все казахстанцы разных конфессий живут в мире и согласии. В нашей стране мирно соседствуют мечети и православные храмы, костелы и синагоги - все это результат нашего межконфессионального согласия и толерантности. Поэтому открытие новой соборной мечети «Хазрет Султан», являющейся самой большой и величественной в стране, - это праздник для всех казахстанцев. Новое культовое сооружение, названное в честь великого учителя Ходжи Ахмеда Яссави, является зримым символом преемственности духовных традиций нашего народа. Не случайно мы выбрали для строительства мечети именно это место - главную площадь страны, среди других архитектурных жемчужин столицы, рядом с Дворцом мира и согласия. Новая мечеть «Хазрет Султан» призвана стать многофункциональным духовным и культурно-просветительским центром мусульман Казахстана. В основе каждой религии лежит призыв к миролюбию и состраданию. Ислам, как и другие мировые религии, является религией добра и мира. Я поздравляю всех с праздником и выражаю уверенность, что мечеть «Хазрет Султан» будет служить укреплению духовных ценностей нашего народа», - подчеркнул Глава государства.
Проект мечети выполнен в классическом исламском стиле, с применением традиционных казахских орнаментов и декоративных элементов. Здание состоит из трех этажей, на первом этаже располагаются зал бракосочетания и другие вспомогательные помещения. На втором этаже находится мужской молельный зал на 4 тысячи человек. Третий этаж включает в себя женский молельный зал на тысячу человек.Общая площадь всего здания составляет более 17 тысяч квадратных метров. Высота каждого из четырех минаретов - 77 метров. Высота главного купола составляет 51 метр, диаметр 28 метров.
Расположение новой мечети «Хазрет Султан» рядом с Дворцом мира и согласия, Дворцом Независимости, монументом «Қазақ Елі» формирует единый градостроительный ансамбль столицы.
В Алматы действует казахстанско-египетский Исламский университет «Нур-Мубарак». Каждый год в стране появляются новые медресе. Растет число верующих, среди которых немало молодежи. Все больше людей получают среднее и высшее духовное образование. Увеличивается число казахстанцев, совершающих паломничество в Мекку. В 2001 г. в хадж отправились 228 человек, в 2003 г. – 360, в 2005 г. – около 900, а в декабре 2007 г. в дальний путь отправились уже около 4300 пилигримов.
С 2006 г. первый день мусульманского праздника Курбан-айт объявлен в Казахстане праздничным.
Стоит отметить, что Казахстан в течение значительного периода был фактически полностью оторван от других центров ислама, что усиливало важность контактов с мусульманскими странами в деле создания соответствующего духовного климата. В частности одним из таких шагов стало вхождение Казахстана в 1995 году в Организацию «Исламская конференция» (ОИК). С этого периода наша страна активно участвует в ее многогранной деятельности и мероприятиях, стремится внести свой позитивный вклад в укрепление роли и значимости ОИК в современном мире.
Поэтому активное участие Казахстана в работе ОИК и положительный имидж республики в мусульманском сообществе стали одним из причин единогласной поддержки мусульманских стран казахстанской инициативы и позволило нашей стране стать председателем Совета министров иностранных дел ОИК в 2011 году.
В преамбуле Закона Республики Казахстан «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» подчеркивается историческая роль ислама суннитского направления ханафитского мазхаба в развитии культуры и духовной жизни народа Казахстана.
19 июня 2012 года зарегистрировано республиканское исламское религиозное объединение «Духовное управление мусульман Казахстана». В качестве его филиалов прошли перерегистрацию 2 228 мечетей во всех регионах страны.
Статистика показывает, что самое многочисленное религиозное сообщество представлено исламом.
Так, если на первое января 2011 года насчитывалось 2811 мусульманских религиозных объединений, то к концу государственной перерегистрации 2012 года их количество представило 2229.
В настоящее время Казахстан можно рассматривать в качестве своеобразного образца политического развития для других государств исламского мира.
Успешные политические реформы и достигнутые результаты в области демократизации и политического устройства объективно выделяют наше государство среди других стран мусульманского сообщества.
В отличие от значительного числа других мусульманских государств Казахстан развивается по пути демократизации и становления открытого общества, что позволяет ему «возглавить» процесс политической модернизации.
Духовное управление мусульман Казахстана:
история, миссия, деятельность
В настоящее время мусульманскую общину Казахстана возглавляет Духовное управление мусульман Казахстана (ДУМК).
Во главе Духовного управления находится его руководитель – муфтий, поэтому ДУМК называют также муфтиятом. Под руководством ДУМК происходит процесс интеграции исламского духовенства и мусульманских культовых учреждений.
Как самостоятельная организация ДУМК оформился в 1990 году, еще до провозглашения независимости Казахстана.
С 1941 года исламская община республики входила в состав Духовного управления мусульманСредней Азии и Казахстана.
Первым руководителем самостоятельного муфтията стал Ратбек хаджи Нысанбайулы. В 2000 году на съезде мусульман республики новым Верховным муфтием Казахстана был избран Абсаттар хаджи Дербисали, который проработал на этой должности практически 13 лет.
В начале 2013 года в Астане состоялся Седьмой курултай мусульман Казахстана, где согласно большинству голосов делегатов главой ДУМКа был избран Ержан Маямеров.
ДУМК следует установлениям суннизма ханафитского мазхаба.
Эта правовая система в исламе отличается своей толерантностью. Такая особенность ханафитского мазхаба позволила впитать в себя народные обряды и верования местного населения.
В настоящее время это течение стало наиболее популярным среди казахов, уйгуров, узбеков и татар, проживающих в Казахстане. Мусульмане, живущие соответственно правилам, изложенным в суннизме ханафитского мазхаба, мирно уживаются с представителями иных конфессий и направлений ислама.
В составе ДУМК действуют отделы, в ведении которых находятся шариат и фетвы, хадж, мечети, экспертиза религиозной литературы, обучение и т. д.
В настоящее время во всех регионах Казахстана действует около двух с половиной тысяч мусульманских религиозных объединений, большинство из которых входит в состав ДУМК.
Сейчас ДУМК является важнейшей структурой, объединяющей всех мусульман страны и организующей деятельность мечетей и медресе нашей страны.
За время своего существования ДУМК восстановило и построило вновь десятки мечетей.
Одной из поистине уникальных исторических архитектурных зодчеств современности стало строительство главной соборной мечети страны – Хазрет Султан, являющейся сегодня одной из крупнейшей мечетью в Центральной Азии.
Здание мечети построено в классическом исламском стиле с применением традиционных казахских орнаментов.
Расположенная на правом берегу реки Есиль мечеть соседствует с Дворцом мира и согласия и монументом «Қазақ Елі».
Мечеть вмещает пять тысяч молящихся, а в праздничные дни – до 10 тысяч человек.
Площадь всей мечети составляет более 11 гектаров, а площадь сооружений составляет 17 700 квадратных метров.
«Хазрет Султан» обладает самым большим куполом в Казахстане высотой 51 метр и шириной 28,1 метров.
За годы независимости в республике ДУМК учредило средне-профессиональные и начальные исламские учебные заведения – медресе и мектебе, инициировало и провело более сотни научно-практических конференций и форумов республиканского значения.
ДУМКом активно решаются вопросы подготовки высококвалифицированных религиозных работников.
Открыты медресе в Уральске, Шымкенте, в Шамалгане, в Алматинской области, Актобе, Павлодаре, некоторые из которых уже осуществили выпуск своих первых выпускников.
В заключении следует еще раз подчеркнуть, что по числу последователей сегодня наиболее крупной религией в Казахстане остается ислам.
Уже более тысячи лет Казахстан считается частью исламского мира, а суннизм ханафитского мазхаба – неотъемлемой частью идентичности ее населения.
Приобщение к культуре мусульманского Востока дало мощный позитивный импульс развитию духовной жизни, культуры и науки в нашей стране.