Величайшей ценностью современного казахстанского общества является не только свобода совести, но и толерантность, которые стали основой межконфессионального согласия. Ментальность целого народа, в которой утвердилась терпимость в отношении людей иной веры, формировалось под воздействием духовной культуры, центром которой выступает человек, его жизнь, интересы и потребности. В религиозной философии размышления о человеке, его сущности и подлинном существовании сконцентрированы вокруг вопроса о вере. В ней вера рассматривается как особая проблема и увязывается не только с духовным миром человека, но и с проблемой свободы, возникающей в напряженной жизненной ситуации выбора. Примером философского анализа феномена веры являются размышления Абая Кунанбаева. Этот анализ его религиозных взглядов позволяет сказать, что его можно назвать с полным основанием духовными наставником казахского народа, Религиозные раздумья Абая Кунанбаева отличаются глубиной проникновения в суть веры, ее неразрывной связи с повседневной жизнью человека. Его размышления о религии, вере, нравственности оказали огромное влияние на духовный облик последующих поколений. Экзистенциальное звучание воззрений о Боге, вере, человеке Абая и проявлялось в стремлении постичь их не только посредством осмысления разума, но и посредством анализа чувств, переживаний. В рассмотрении веры он исходит из самоанализа, самопознания собственных религиозных взглядов, чувств, переживаний. Для него важным является то, что мы можем думать о Боге, чувствовать и переживать. В своих рассуждениях он шел не от Бога к человеку, а наоборот, от человека к Богу. Такой подход характерен и С. Кьеркегору, Л.Толстого Ф.М. Достоевскому. Поэтому понятие о Боге они наполняют человеческим содержанием и показывают, что Бог – не запредельная реальность, стоящая по ту сторону человеческого существования, а имеет самое непосредственное отношение к жизни человека, что Бог составляет важнейшую часть его души. Неоднократно, они подчеркивают, что вдумчивое проникновение в сущность Бога и веры ведет к пересмотру человеком всей своей жизни, своих взглядов, официальной догмы. Вера не представлялась им как самоочевидное явление духовной жизни человека. Ее осмысление, органично включающее в себя переживание, сопровождалась несогласием и даже конфликтом с общепринятыми религиозными представлениями. В душе самого мыслителя вера сопряжена с сомнениями, что придало его творчеству особую напряженность мысли. В силу всего этого его размышления приобретают экзистенциальное звучание и потому жизнь и творчество казахского поэта представляют интерес в свете анализа проблем религии и веры экзистенциальной философией.
Творчество Абая наглядно свидетельствует о том, что религия не является чем-то внешним по отношению к человеку, она становится внутренним содержанием его духовного мира. Он всегда остро чувствовал недоверие к общепринятым религиозным взглядам, церковной проповеди, в его душе жило сомнение в той вере, которая проповедовалась священниками и считал ее слишком далекой от интересов простого человека. Абай всю свою сознательную жизнь решительно отстаивал веру, основанную на ясном понимании смысла религиозного вероучения.
Абая в своих религиозных исканиях исходил из того, что истинная вера не нуждается во внешней поддержке. Он был убежден, что церковь и ее служители сознательно искажают суть учения о Боге, отрицая определяющую значимость для человека обряда. Абай как и Л.Н. Толстой практически сводит религию к вере. Для него религия- это чисто духовный феномен, ядром которого выступает вера и понимание человеком смысла своей жизни, своего предназначения в мире. Вера имеет самое прямое отношение к человеку, именно она дает ответ на вопрос: как и зачем человеку жить? В отличие от него, Абай признает бытие Бога-творца, но сущность Бога видит не в акте творения, а в установлении Им любви, милосердия, справедливости в жизни людей. Главным для Абая в Боге являются те его проявления, которые утверждают в жизни человека духовность, а в отношениях между людьми милосердие, человечность и справедливость.
Истинной верой является та религиозная вера, которая определяет нравственное содержание жизни человека. Ее он рассматривает в трех аспектах: во-первых, вера устанавливает отношение человека к Богу и миру, конечного к бесконечному, преходящего к вечному; во-вторых, вера устанавливает смысл человеческой жизни, в- третьих, вера устанавливает предназначение человека в мире. Вера-это не переживание человеком чего-то запредельного, находящегося по ту сторону мира, это способность души человека понимать свое предназначение в мире, видеть смысл своей жизни. Вера должна согласовываться с жизнью, соответствовать ее требованиям. Истинная вера требует от человека лишь то, что обусловлено его духовностью, требует от него осмысленной жизни. Абай считает, что религия и вера не одно и тоже. Религия-это плод служителей культа, использующие невежество человека. Религия насаждает фанатизм и слепую веру. Истинная вера-это способность человека понимать действительную сущность Бога, осознавать свое место в мире. Истинная вера- это иман, освещенная светом разума и противостоящая ложной вере. Абай пишет так: «Существует двоякий путь верования. Одни принимают веру, убедившись в ее необходимости и справедливости, укрепляют ее в себе разумными доводами. Эту веру мы называем иман». /1/ И далее, он выделяет традиционную веру, которая формируется у человека под влиянием воспитания, традиций, чтения книг, слов муллы. И поскольку эта вера складывается в душе человека не в результате самостоятельных раздумий, а в результате усвоения готовых истин, то эта вера требует от человека твердости, стойкости духа, чтобы выстоять перед искушениями и соблазнами, требует огромных душевных усилий человека и зрелости его внутренней свободы. Она есть внутренне осознанная потребность души человека, не имеющая ничего общего со слепым поколением Аллаху. Абай утверждает, что вера необходима самому человеку, а не Богу: «Аллах велик и он не пострадает от твоего неверия. Если ты утверждаешь, что вера твоя необходима тебе самому, хорошо, значит ты веруешь. Но если это- вера ради веры, пользы от нее тебе не будет». /2/ Абай не приемлет утилитарно- прагматического отношения к вере, когда верующий обходится с богом как с купцом, явившимся за долгом: «Это все, что имею, хочешь – бери, не хочешь – не из- под земли же я скот тебе достану». /3/ Истинная вера утверждает добро, милосердие, справедливость в отношениях между людьми, а не только понимание сущности божественного духа. Истинная вера- основа добродетельной жизни и в этом ее ценность и значимость. Абай ставит содержание жизни человека в прямую зависимость от веры. Все беды и невзгоды, страдания и мучения человека он объясняет отсутствием веры или ее ложностью. Вера делает жизнь человека полней, счастливей, радостней, так как она согласуется со смыслом жизни. Она придает ему уверенность, помогает преодолевать раздвоенность, беспокойство души. Душевный покой, гармония души, невозможны без веры.
Абай Кунанбаев подчеркивает высокое предназначение веры в нравственной жизни человека. Ее отсутствие или неправильное понимание выступает главным источником зла и страданий и полагает, что необходима именно та вера, которая утверждает благо и добро. Абай такую же мысль высказывает в «Книге слов»: «Разумный человек должен знать, долг верующего – творить добро. Правое дело не может бояться испытания разумом…Чего стоит добро, творимое без веры». /4/ Вера является источником добра и справедливости, она открывает путь к сердцу человека, утверждает гуманность. Вера в Аллаха утверждает в обыденно-повседневной жизни человечность, которая должна стать нормой человеческих отношений. «Начало человечности - любовь и справедливость. Они присутствуют во всем и разрешают все» или «Без справедливости нет ни веры, ни человечности»– пишет Абай. /5/ Что заставляет человека, вопреки своим интересам поступать нравственно? Абай убежден что, только вера в абсолютную ценность добра и выступает основой добродетельной жизни.
Однако, он не раз говорит, что вера сама по себе не гарантирует утверждение морали. Добро утверждается путем собственных духовных усилий самого человека. И именно здесь нужна убежденность в абсолютной необходимости следования добродетелям. Это трудный путь, сопровождаемый сомнениями, поисками духовных основ жизни, проходят те, у кого в душе живет истинная вера. Но «чтобы сохранить в себе иман, необходимо иметь отважное сердце, твердую волю, уверенность в своих силах» - пишет Абай. /6/ Истоки, которые питают веру, лежат в душе самого человека. Абай подчеркивает: «вера не может возникнуть сама по себе, она рождается справедливостью и благонравием». /7/ Далее, Абай указывает, что только усердные молитвы и строгое соблюдение религиозных обрядов для истинной веры недостаточны. Вера рождается только тогда, когда человек постоянно работает над своим духовным миром: «Кто небрежен, не соблюдает себя в строгости, не умеет сострадать, того нельзя считать верующим – без бережливости и внимания не удержать в душе иман – веру». /8/ Абай прекрасно осознает, что следование добродетелям требует от человека редкого мужества, духовной непреклонности, сопряжено с выборам между добром и злом, пользой и любовью, сопровождается сомнениями и переживаниями. И единственно надежной опорой человека является вера, позволяющая ему отличить добро от зла, истину от заблуждения, преодолеть искушения и пройти с достоинством все испытания. Таким образом, вера не безучастна к человеческой жизни, ее бедам и проблемам, страданиям людей. Хаос и беспорядок жизни, ее бессмысленность и абсурд, бедствия и зло преодолеваются человеком благодаря вере, которая дает ему стойкость и мужество, уверенность в своих способностях и силах. Ибрай Алтынсарин в своих назидательных творениях также затрагивает тему веры, как и великий Абай. В качестве поучительного примера он приводит преданность Иовы своему Богу. Вера, убеждения не строятся, говорит Ибрай, на расчетах. Иов любит Бога не потому, что он счастливо устроил его жизнь. Благополучие Иовы основано на вере в справедливость и мудрость Бога, на том, что сам Иова честен, непорочен и справедлив. И в ситуации жестоких испытаний, Иов сохранил преданность Богу, несмотря на все жизненные невзгоды. Вот, что значит вера для истинно верующего. Какой опорой она может стать для человека.
Религиозные искания Абая были направлены не только на поиск истинной веры, но и на утверждение разумности в жизни человека. Для них истинная вера всегда согласуется с требованиями разума. В религиозно-философской мысли прошлого вера и разум часто противопоставлялись или вера ставилась выше разума, которому отводилась вспомогательная роль. Веру считали непостижимой для разума, в ней видели что-то необъяснимое. В учении С. Кьеркегора вера раскрывается как нечто парадоксальное. Миф об Аврааме он использует для того, чтобы подчеркнуть: « каким парадоксом является вера, которая способна превратить убийство в священное и богоугодное деяние, парадоксом, который вновь возвращает Исаака Аврааму, парадоксом, который неподвластен никакому мышлению, ибо вера начинается как раз там, где прекращается мышление». /9/ Л.Н.Толстой, а вместе с ним и Абай же рассматривают веру неотделимо от разума. Вера, как и разум, является составной частью души человека, а потому они взаимосвязаны. Вера обозначает границу разума, но такую границу, которая устанавливается самим разумом. Поэтому вера не связана с какими-то непостижимыми тайнами, неправдоподобными чудесами. Вера необходима, чтобы обосновать смысл жизни, бескорыстие и всеобщность добра, милосердия и справедливости, ибо для их утверждения одного разума недостаточно. Связь веры и разума состоит в том, что эти проблемы ставятся разумом: «Вера отвечает на те вопросы, на которые разум не может дать ответы, но которые он не может не ставить себе». /10/ Для него вера есть удостоверение честности разума, который осознает, что он не будет знать больше того, что может знать. В отличие от Л.Н. Толстого, Абай религию и веру отделяет друг от друга. Для него религия есть выражение невежества человека, не умеющего и не желающего пользоваться собственным разумом. Истинная вера – это, прежде всего, сознательная вера, а «религия возникает там, где когда-то остановился разум». /11/ Вера требует разумного подхода к жизни, понимания и осознания ее смысла. Иначе, с его точки зрения, она превратится в слепую веру и фанатизм.
Итак, особенность философских раздумий Абая о вере и религии обнаруживает себя в том, что он рассматривает Бога не в онтологическом аспекте, а преломляет его через субъективный мир человека. Он исследуют специфику и уникальность религиозных представлений человека и видит сущность веры в ее проявлении в нравственном сознании человека, которое влияет на всю обыденную жизнь человека. Такой подход к творчеству этого мыслителя позволяет раскрыть оригинальность и новизну его религиозного учения. Кроме того, необходимо отметить, что его взгляды на религию объясняется не только тем, что на Абая оказал влияние Л.Н.Толстой и другие мыслители. В своих размышлениях Абай проявил себя как самостоятельный и оригинальный мыслитель. Это является примером того, что логика развития философских идей с неизбежностью порождает общность и созвучие учений.
Науанова К.М., кандидат философских наук,
доцент ЗКГУ им.М.Утемисова
1. Абай «Книга слов» // Абай «Книга слов». А., 1992, с.26
2. Абай «Книга слов» // Абай «Книга слов». А., 1992, с.62
3. Абай «Книга слов» // Абай «Книга слов». А., 1992, с.29
4. Абай «Книга слов» // Абай «Книга слов». А., 1992, с.47
5. Абай «Книга слов» // Абай «Книга слов». А., 1992, с.68
6. Абай «Книга слов» // Абай «Книга слов». А., 1992, с.26
7. Абай «Книга слов» // Абай «Книга слов». А., 1992, с.67
8. Абай «Книга слов» // Абай «Книга слов». А., 1992, с.25
9. С. Кьеркегор «Страх и трепет».// С. Кьеркегор «Страх и трепет», М., 1993, с.52
10. Л.Н.Толстой «Круг чтения». // Л.Н. Толстой «Круг чтения», М.,1991,т.2,с.182
11. Абай «Книга слов» // Абай «Книга слов». А., 1992, с.47