Одной из главных задач современной этнографической науки Казахстана является комплексное изучение истории и культуры казахов не только внутри республики, но и за ее пределами, в дальнем и ближнем зарубежье. Интеграция в мировую экономику, глобализационные процессы выдвигают на передний план важную проблему сохранения казахов как этноса с его уникальной историей и самобытной культурой.
Отдел этнологии Института истории и этнологии им. Ч.Ч. Валиханова в настоящее время занимается исследованием темы «Культура казахских диаспор Китая и Монголии на современном этапе». Тему казахов Монголии отдел разрабатывает достаточно давно, накоплен богатый материал, находящийся сейчас на стадии конечной обработки. Изучение же традиционной культуры казахов Китая и происходящих в ней изменений началось сравнительно недавно (последние 2–3 года). Этнологами осуществлены три экспедиции, которые показали важность изучения материальной и духовной культуры казахов, проживающих в этой соседней стране и представляющих собой наиболее крупную нашу диаспору – около 1,4 млн. человек. В ходе исследования выявляются самобытные народные традиции, в основном утраченные в Казахстане в советский период, а также и инновации в жизни этой большой этнической группы под влиянием современных процессов, в особенности «китайских реформ». В настоящей статье хотелось бы кратко информировать читателя о последней экспедиции в Алтайский автономный округ СУАР, которая состоялась в августе прошлого, 2012-го, года.
Экспедиция начала свою работу 3 августа 2012 г., в этот день ее участники выехали в г. Урумчи – административный центр Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР. Всего в работе экспедиции принимали участие 10 специалистов: этнологов, этноархеологов, историков. Начало ее работы было приурочено к Международной научно-практической конференции под названием «Степной Шелковый путь и перспективы международного экономического сотрудничества в Транс-Алтайском регионе». Конференция начала свою работу 5 августа в Урумчи и для членов экспедиции завершилась 9 августа в г. Алтай – центральном городе Алтайской автономной области, большинство населения которой казахи. На форуме были заслушаны доклады по комплексным направлениям «Степной Шелковый путь и цивилизация Центральной Азии» и «Перспективы Транс-Алтайского международного экономического сотрудничества». Конференция была проведена на высоком организационном уровне, с размахом; кроме рабочих дней заседаний в программе было немало познавательно-туристических и др. мероприятий в виде экскурсий по музеям, выездных маршрутов, концертов. Гостеприимство и четкость работы организаторов оставили массу положительных впечатлений и теплых воспоминаний.
По завершении форума, возвращении основных его участников в Урумчи, члены этнографической экспедиции остались в районе Каба Алтайского автономного округа, в его центре: городок Акши. Следует пояснить, что на территории СУАР казахи проживают в северной части региона – главным образом в особой Или-Казахской автономной области (ИКАО), состоящей из трёх округов/аймаков: Или, Тарбагатай и Алтай. Центром области и Илийского аймака является г. Кульджа (Инин), а двух других аймаков: гг. Чугучак (Шәушек) и Алтай (Сарсумбе). Кроме того, казахи расселяются и в других округах, уездах Синьцзяна, отчасти за его пределами. Предварительные полевые изыскания на этих территориях проводились в предшествующие годы.
Работы же комплексной этнографической экспедиции 2012-го года были сосредоточены в Алтайском округе, проходили до конца августа. В целом, в ходе экспедиции был пройден значительный маршрут, более 2 тыс. км. Были обследованы следующие районы, населенные преимущественно казахами: Каба, Буыршын, Коктогай, Бурылтогай, Шынгыль и сам город Алтай. Изучена традиционная и современная культура населения данного аймака, целый ряд историко-культурных памятников.
Значительная часть населения аймака Алтай ведёт в целом традиционное скотоводческое хозяйство в его полукочевых и полуоседлых формах, с разведением основных видов скота: овец, лошадей, верблюдов, коров и яков. Соблюдаются выработанные веками принципы выпаса и содержания домашних животных, методы народной ветеринарии; сохраняет актуальность система традиционного поселения и жилища в форме стационарных зимников–кыстау и юрт. На Алтае, как и во всех животноводческих районах Синьцзяна, традиционные промыслы и ремесла казахов в основном сохранены и играют в экономической жизни местного населения немаловажную роль. При этом в последние годы наблюдается выраженная актуализация народной духовной, нематериальной культуры, которая не связана с жизнеобеспечивающими функциями. Это находит выражение в самобытных обычаях и обрядах, колоритном музыкальном, певческом творчестве, танцевальном искусстве, богатом фольклоре, а также и религиозной жизни населения. Ценными источниками для членов экспедиции стали этнографические коллекции музеев Алтайского региона: Областной музей и Казахский выставочный центрв г. Алтай, а также районные музеи городков Акши, Буыршын и др., содержащие уникальные исторические и этнографические экспонаты.
Большой интерес у участников экспедиции вызвала современная хозяйственная деятельность казахов Китая. Как уже было отмечено, еще до недавнего времени у казахов китайского Алтая активно функционировало кочевое и полукочевое скотоводство, но которое в настоящий момент претерпевает существенные изменения, хотя многие традиционные элементы былого скотоводческого хозяйства сохраняются. Например, транспортировка грузов при перекочевках совершается как грузовым транспортом, так и на верблюдах. Правительство КНР в настоящее время проводит активную политику седентаризации казахов – полукочевых скотоводов, при этом предусмотрены различные льготы и выплаты-компенсации в связи с переходом их на оседлость. В соответствии с долгосрочными, стратегическими планами экономического и социального развития как СУАР в целом, так и китайского Алтая, в частности, в последнем, наряду с заметными хозяйственно-инфраструктурными изменениями, ведется интенсивная работа по обустройству района в зону туризма, по формированию здесь туристического кластера, причем в ближайшей перспективе. Безусловно, этому способствует уникальная природа этой части Алтая, где, например, находится замечательное озеро Канас и многие другие достопримечательности. Уже сегодня тысячи туристов из Внутреннего Китая совершают туристическое паломничество на Алтай.
Следует отметить, что туристический бизнес развивается и в других районах расселения казахов – таковым является большое ущелье Богда, к югу от г. Фукана, в 80 км к востоку от Урумчи, где в верховьях расположено живописное озеро Богдаколь. К нему ведет прекрасно обустроенная дорога на протяжении 20 км, выглядящая не хуже, если не лучше, нежели наша знаменитая трасса на Медеу. Местность издавна обживалась казахскими скотоводами, многие из которых ныне осели и вовлечены в сферу обслуживания многочисленных туристов. На берегу этого большого озера, где сейчас ходят теплоходы, образовался целый юрточный городок, где поселяются гости: китайцы, иностранцы. Обслуживание осуществляется, в целом, на хорошем уровне; единственный грустный момент – постепенно сужается сфера бытования традиционной казахской культуры, и отдельные группы скотоводов-казахов вынуждены кочевать высоко в горах.
Но, думается, в современную эпоху этот процесс отмирания старотрадиционной культуры является, в принципе, неизбежным. Отрадным является то, что само казахское население Синьцзяна стремится сохранять этнографические основы культуры – в особенности в области духовной, а также и в доступных формах материальной сферы. В целом же этническая культура диаспоры в Китае находится, можно сказать, на стадии профессионализации народного творчества, достаточно активного использования, сценической и другой презентации, играет весьма важную роль в плане самоидентификации и сохранения крупной этнической группы. В определенной степени происходит и музеефикация традиционной культуры. В самом Алтайском регионе Синьцзяна много музеев, куда силами энтузиастов из местных казахов отбираются лучшие образцы казахской материальной культуры. Показательно, что в вышеупомянутом ущелье Богда, в местности Сәнту создан большой Центр казахской культуры «Хан сарайы» с музеем, в котором имеется весьма репрезентативная этнографическая экспозиция; само здание музея решено в стиле народного зодчества казахов Восточного Туркестана. Интересно, что данный культурный центр создан по инициативе одного китайского бизнесмена при участии местных казахских этнографов.
Однако, возвращаясь к активно развивающемуся туризму в Китае, в который вовлечены и наши соотечественники, невольно возникает вопрос: почему бы и у нас в Казахстане, в не менее живописной части Алтая, не создать туристические районы с соответствующей инфраструктурой?
Не может не вызвать интерес приспособляемость современных казахов Китая к нынешним бурно развивающимся в этой стране рыночным отношениям. Продукция казахских ремесленников и мастеров пользуется неизменным спросом у местных казахов. Это, например, домашний текстиль, украшенный казахским орнаментом посредством вышивки и аппликации, одежда в национальном стиле для торжественных мероприятий, национальные музыкальные инструменты, деревянная посуда, хозяйственные изделия из железа и многое другое. Казахи китайского Алтая также занимаются различными видами промыслов, издревле здесь ведется золотодобыча. Своеобразным, малознакомым для нас промыслом, является, например, добывание и обработка камней, как полудрагоценных, поделочных, так и обычных, но оригинальной формы и т.д. Эти камни пользуются большим спросом у всего населения Алтая, их носят как украшения, а также их можно встретить во внутреннем убранстве домов. По всей видимости, это один из примеров аккультурации, влияния китайской культуры на культуру местных казахов.
В ходе экспедиции проводилось комплексное исследование современных поселений, форм жилищ; а также особенностей мемориально-культового зодчества казахов Алтая, в том числе мечетей, надмогильных сооружений. Хотелось бы отметить, что силами местных казахов предпринимается восстановление памятников казахским деятелям XVIII – начала XX вв., разрушенных в годы «культурной революции». Интерес вызвали современные мемориальные комплексы, посвященные деятелям народно- освободительного движения казахов на Алтае губернатору Шарипхану Когедайулы, генералу Далелхану Сугирбайулы, а также монгольский исторический комплекс «Седло Чингисхана».
Необходимо отметить, что экспедиция была организована и проведена при поддержке руководства академического Института истории и этнологии им. Ч.Ч. Валиханова (директор проф. Х. Абжанов) и содействии коллег из Института истории и этнологии при Синьцзянском педагогическом университете (NormalUniversity, директор д-р Дильмурат Омарулы). Посильную помощь оказывали также представители местных учреждений культуры, информаторы – соотечественники. Выявление, исследование и ввод в научный оборот полученных материалов по культуре казахской диаспоры в Китае будет способствовать сохранению, изучению и популяризации этнокультурного наследия казахского народа.
С.Е. АЖИГАЛИ
(руководитель Китайской (Синьцзянской) этнографической экспедиции Института Истории и этнологии им. Ч.Ч. Валиханова, д.и.н., профессор)
Г.У. ОРЫНБАЕВА
(СНС, Института Истории и этнологии им. Ч.Ч. Валиханова, к.и.н.)