Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Новое прочтение евразийской идеи в XXI веке

13312
Новое прочтение евразийской идеи в XXI веке - e-history.kz
Отрывок из статьи Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева «Евразийский союз: от идеи к истории будущего», опубликованной 25 октября 2011 года в газете «Известия».

47f8216b629e21b417de189d04461a26.jpg


В 2011 году в газете «Известия» были опубликованы статьи Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, Премьера России Владимира Путина и Президента Беларуси Александра Лукашенко, задавшие тон дискуссии об интеграции на постсоветском пространстве. 

В моей идее о создании Евразийского Со­юза никогда не было и нет ни маниловщины, ни заслоняющего будущее политического ностальгизма.

В ее основе всегда был и остается прагма­тичный подход, отрицающий любые формы насилия политики над экономикой, какими бы благими намерениями или целесообраз­ностями они не прикрывались.

В евразийском проекте недальновидно ви­деть только лишь возможность коллективно закрыться от внешних экономических, воен­ных, политических, информационных, техно­логических, экологических и других угроз.

При таком узком понимании историче­ской перспективы ЕАС велик будет соблазн выкраивания нового подобия «железного занавеса», но уже по другим геополитиче­ским лекалам. Это абсолютно недопустимо и неприемлемо.

Мы рассматриваем Евразийский Союз как открытый проект. Его нельзя предста­вить без широкого взаимодействия, например, с Евросоюзом, другими объединениями.

Никакой «реставрации» или «реинкарна­ции» СССР нет и не будет. Это лишь фантомы прошлого, домыслы и спекуляции. И в этом наши взгляды с руководством России, Бела­руси и других стран полностью совпадают.

Сегодня надо преодолеть страхи от слова «союз» и пресловутого «наступления импе­рии». Важно, что об этом писал В. Путин в своей статье в «Известиях». Североатланти­ческая интеграция в рамках НАФТА состоит также из трех стран - США, Канады, Мекси­ки. Но никто не говорит об имперских амби­циях США.

Некоторые западные эксперты пото­ропились заявить, что Евразийский Союз призван стать защитой от так называемой китайской экономической экспансии. Нет ничего более далекого от истины, чем такое утверждение.

Напротив, КНР на протяжении двух по­следних десятилетий является стратегиче­ским партнером и России, и Казахстана, и Беларуси. Мы поддерживаем интенсивный политический диалог и тесное экономиче­ское сотрудничество. Мы также тесно взаи­модействуем в рамках ШОС и СВМДА.

В то же время важно добавить к тем прин­ципам евразийской интеграции, о которых я говорил 17 лет назад, положение об ответ­ственности каждой страны-участницы за устойчивость внутреннего развития, результа­тивность национальной экономической, кре­дитно-финансовой и социальной политики.

Это особенно важно с учетом опыта ны­нешнего преодоления трудностей в эконо­мике Евросоюза, пример которого для нас является очень полезным.

С 2009 года мы ведем детальную про­работку всех юридических вопросов фор­мирования Единого экономического про­странства Казахстана, Беларуси и России. До конца нынешнего года на уровне пра­вительств будут заключены соответствую­щие соглашения.

С 1 января 2012 года начинается практи­ческий этап создания Единого экономиче­ского пространства.

Последовательно станут реальностью ме­ханизмы согласования экономической поли­тики трех стран и обеспечения трансгранич­ного свободного движения услуг, капиталов и трудовых ресурсов, унифицированное за­конодательство. Национальные субъекты бизнеса получат равный доступ к инфра­структуре в каждом государстве, участвующем в ЕЭП. В перспективе сложатся единые транспортные, энергетические и информа­ционные системы.

ЕЭП станет прочной основой для пере­хода к более высокой ступени интеграции - Евразийскому экономическому союзу.

Это будет мощное объединение. Со­вокупный ВВП трех стран составляет почти $2 трлн, промышленный потенциал оценива­ется в $600 млрд, объем выпуска продукции сельского хозяйства - порядка $112 млрд, а общий потребительский рынок - более 165 млн человек.

В ХХI столетии невозможно предста­вить, чтобы Евразийский Союз состоялся как успешный центр глобальной силы вне чет­ко прослеживающихся трендов глобального развития.

В текущем столетии регионализация ста­ла общемировой тенденцией. Европейский союз в ближайшие годы планирует дальней­шее расширение за счет вступления в него Хорватии, а в перспективе - Сербии, Черно­гории и других стран.

В Восточной Азии создается крупнейшая на планете зона свободной торговли с уча­стием Китая и стран АСЕАН с охватом сразу двух миллиардов потребителей. В финансо­во-экономическом плане самоорганизуется регион Персидского залива. Укрепляется ин­теграция стран Северной и Южной Америки, Африки.

За 20 лет суверенного развития экономи­ки России, Казахстана и других участников евразийской интеграции стали частью гло­бальной экономики.

Сегодня важным условием модерниза­ции наших стран, создания наукоемких ин­новационных экономик является активное наращивание инвестиционного и техноло­гического сотрудничества с США, Евросою­зом, Китаем, странами Азиатско-Тихоокеан­ского экономического сообщества.

Следует учитывать и важные аспекты процесса конструирования новой глобаль­ной системы безопасности. В принятой почти год назад по моей настойчивой ини­циативе Астанинской декларации саммита ОБСЕ впервые была обозначена цель создать единое и неделимое пространство евроатлантической и евразийской безопасности.

Поэтому сегодня актуально новое про­чтение идеи евразийской интеграции, устремленной далеко в будущее ХХI, а воз­можно, и последующих веков!


ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ:

СТРАТЕГИЯ БУДУЩЕГО

Евразийский союз - это мегапроект, со­измеримый со сложными вызовами настоя­щего и будущего.

Он имеет все шансы стать органичной частью новой мировой архитектуры, форми­рование которой началось под воздействием

самого мощного в истории глобального фи­нансово-экономического кризиса.

Для этого всем участникам евразийской интеграции необходимо иметь ясную и чет­кую стратегию действий.

Первое. Евразийский Союз должен изна­чально создаваться как конкурентоспособ­ное глобальное экономическое объединение.

Нас не могут удовлетворить ни узкая пер­спектива быть совокупностью стран, разви­вающихся лишь на принципах «догоняющей модернизации», ни участь вечно оставаться большим периферийным экспортером при­родных ресурсов для остального мира.

Мир стоит на пороге новой технологи­ческой революции. Сегодня Казахстан взял курс форсированного индустриально-инно­вационного развития.

Мы создаем новую структуру современ­ных производительных сил как основу буду­щей национальной инновационной эконо­мики. Аналогичные задачи ставятся в России и других странах СНГ.

Поэтому важно, чтобы наше Единое эконо­мическое пространство было территорией ин­новаций и мощного технологического прорыва.

Для этого необходимо выстроить общий алгоритм модернизации и инновационного развития наших стран.

Я предлагаю оперативно разработать и принять совместную Программу евразий­ской инновационно-технологической ко­операции, рассчитанную на перспективу 10-15 лет.

В этом плане показателен пример Фран­ции, Германии и Великобритании, создавши­ми еще в 1970 году крупнейший международ­ный авиастроительный консорциум AIRBUS. Позднее к ним присоединилась Испания.

По итогам 2010 года AIRBUS существенно опередил американские компании «Боинг» и «Локхид» по числу поставок и заказов на новые самолеты. Ежегодный доход AIRBUS приближается к €30 млрд. На предприятиях компании, расположенных по всей Европе, трудятся 53 тыс. человек.

С 2006 года весь пакет акций AIRBUS при­надлежит европейскому аэрокосмическому консорциуму EADS, который, в свою оче­редь, финансируется правительствами и на­циональными компаниями стран ЕС.

Дания и Швеция создали совместный ин­новационный центр в Скане - «медиконо­вую долину».

Сегодня это самый мощный в Европе кластер, где сосредоточены лаборатории, коммерческие структуры, промышленные предприятия.

Здесь действует 7 научных парков, куда входят 300 различных компаний, 14 универ­ситетов, 26 медицинских клиник.

Таким же путем идут ряд стран, поощря­ющих создание международных инноваци­онных центров, заключающих двусторонние договоры по отдельным аспектам совмест­ной разработки новейших технологий.

Второе. Евразийский союз должен форми­роваться как прочное звено, сцепляющее евро-атлантический и азиатский ареалы развития.

В экономическом плане мы можем стать мостом, соединяющим динамичные эконо­мики Евросоюза, Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии.

Сегодня реализуется проект международ­ного транспортного автомобильного коридора «Западная Европа - Западный Китай».

Со временем вдоль этого маршрута вы­строится современная транспортно-логистическая система, которая обеспечит сокращение сроков поставок товаров на ев­ропейский и китайский рынки более чем в 3,5 раза. Безусловно, перспективным видит­ся создание в будущем трансевразийской скоростной железной дороги.

Нам взаимовыгодно расширение сотруд­ничества между Единым экономическим пространством с Европейским союзом, Ки­тайской Народной Республикой, Японией, Индией.


Последовательная трансформация Таможенного союза в Единое экономическое пространство и далее в Евразийский экономический союз станет мощным стимулом для процветания наших народов, выведет наши страны на ведущие позиции в глобальном мире. Таможенный союз Казахстана, Беларуси и России логично вырос из Евразийского экономического сообщества. Его создание в 2000 году в формате пяти стран - Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана - стало переломным моментом в практике евразийской интеграции.


Третье. Евразийский союз должен фор­мироваться как самодостаточное регио­нальное финансовое объединение, которое будет частью новой глобальной валютно- финансовой системы.

Как показывает опыт Евросоюза, созда­ние общей платежной системы, а затем и единой валюты - закономерный этап инте­грации.

В современных условиях этот процесс должен также учитывать тенденции, разви­вающиеся вследствие мирового кризиса.

Как бы ни критиковали сегодня ЕС и еврозону, они показывают собственную жизнеспособность и прочную стойкость к кризисам. Мы видим, какую мощную под­держку оказывает ЕС тем странам, которые оказались в труднейшем положении.

Три года назад я предложил начать про­работку вопроса об учреждении евразий­ской наднациональной расчетной единицы - ЕНРЕ как первоосновы для сильной региональной резервной валюты.

Сейчас, учитывая вероятность новой волны глобальной рецессии с еще более се­рьезными последствиями, эта идея остается не просто актуальной, она требует практиче­ских решений.

Хочу особо отметить, что создание валют­ного союза в рамках ЕЭП - это тот Рубикон, преодолев который, мы вплотную подойдем к новому уровню интеграции, близкому к ны­нешнему состоянию Европейского союза.

Наша главная задача - убедить на прак­тике наших соседей в важности и жизне­способности нашего союза. Тогда нас может стать намного больше, чем три государства.

Четвертое. Геоэкономическое, а в перспек­тиве и геополитическое возмужание евразий­ской интеграции должно идти исключительно эволюционным и добровольным путем.

Неприемлемы никакие формы искус­ственного ускорения и подстегивания к ней отдельных стран. Не будем забывать, что единый европейский рынок создавался поч­ти 40 лет.

Сегодня платформа евразийской инте­грации достаточно широка.

Она включает разные по форме, целям и задачам межгосударственные объединения - СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ, Таможенный союз - ЕЭП Казахстана, Беларуси и России и прочие.

Вполне возможно возникновение и дру­гих структур. Я, например, остаюсь сторон­ником создания Центрально-Азиатского союза. Вижу в нем прежде всего огромные возможности для совместного решения проблем и выравнивания уровней социаль­но-экономического развития всех стран региона. Это способствовало бы улучшению благосостояния всех граждан стран Цен­тральной Азии и помогло бы решению слож­ных проблем региона.

Участие в различных региональных органи­зациях помогает каждому государству выбрать наиболее оптимальный путь интеграции.

Поэтому важно наращивать потенциал всех евразийских объединений, постепенно способствуя сближению их форматов и со­держания.

Пятое. Создание Евразийского Союза возможно только на основе широкой обще­ственной поддержки.

Вполне закономерно, что уже сейчас в на­ших странах есть и свои «евразооптимисты» и «евразоскептики». Полемика между ними только помогает видеть и последовательно устранять издержки интеграционного про­цесса.

Я думаю, что уже в недалеком будущем их дебаты будут вестись с трибуны Евразий­ской ассамблеи - наднациональной струк­туры, объединяющей парламентариев на­ших стран.

Вместе с тем важно укреплять народную вертикаль евразийской интеграции. Речь идет о расширении числа евразийских обще­ственных объединений.

Например, на базе Делового совета ЕврАзЭСа можно создать Евразийский конгресс про­мышленников и предпринимателей.

В формате трех стран Таможенного союза целесообразно создать Евразийскую торго­во-промышленную палату. Их офисы могли бы разместиться в Астане.

Надо начать работу по созданию кру­глосуточного новостного канала «Евразия-24». Это важно с точки зрения объ­ективного и полного информирования граждан наших стран о преимуществах и ходе интеграции.

Я предлагаю разместить исполнитель­ные органы Евразийского экономического пространства в Астане, городе находящем­ся в географическом центре Евразийского субматерика. Здесь нет никаких амбиций. Это было бы серьезной нагрузкой для нас. И вместе с тем стало бы справедливой да­нью признательности Казахстану как ини­циатору идеи евразийской интеграции. Нахождение центрального офиса в Казах­стане избавит новое интеграционное объ­единение от подозрений, имеющихся как внутри наших стран, так и за пределами нашего объединения. Это вызовет большое доверие к нашей организации, которая де­лает первые шаги.

Именно этим было продиктовано в свое время наше решение разместить штаб-квартиру СНГ в Минске. Не случайно, что штаб-квартира Европейского союза нахо­дится в Брюсселе.

* * *

В начале второго десятилетия ХХI века идея евразийской интеграции обретает реальные черты Единого экономического пространства.

Она доказала свою историческую пер­спективность как верный путь к процвета­нию и благополучию наших стран и народов.

Приняты ключевые политические решения.

Предстоит решить немало масштабных задач, чтобы создать экономически мощ­ный, стабильный и выгодный всем Евразий­ский Союз.

Именно в этом - наша общая стратеги­ческая цель!


Материал предоставлен Международным научно-популярным журналом «Евразис»