Жарас Акишевич, работая в Евразийском университете, участвовал в организации музея Л.Н. Гумилева вместе с историком С.В. Селиверстовым, который много занимался наследием Гумилева. Из Караганды Ермекбаев привез документ, свидетельствующий о том, что Лев Николаевич почти год находился в лагере. Затем из КарЛАГа он был переведен в сибирский лагерь Песчаный.
«Когда я бываю в Петербурге, то обязательно захожу в дом-музей Л.Н. Гумилева. Вообще долгое время он жил в коммунальной комнате, и только незадолго до смерти он наконец перебрался в квартиру, по улице Коломенской, в которой и был организован музей, своего рода филиал музея Анны Ахматовой. А похоронен он в Петербурге, на Никольском кладбище Александро-Невской лавры», – рассказывает профессор.
Детей, насколько я знаю, у Л.Н. Гумилева не было?
«Детей с супругой Натальей Викторовной у них не было, поженились они поздно. Лев Николаевич вернулся из сибирской ссылки, когда ему было уже 44 года. На вопрос о детях, Наталья Викторовна всегда отвечала, что наши дети – это наши книги».
Приезжал ли Лев Николаевич в Казахстан в 70-80-х гг.?
«В Казахстан он после освобождения из ссылки больше не приезжал. Но писал очень много о казахах. Он был первым советским ученым, который писал об истории и культуре тюркских народов. Эта тема не была в Советском Союзе запретной, но в то же время научных трудов, посвященных этому вопросу было мало. Лев Николаевич первым обратился к истории Тюркского каганата, его кандидатская и докторская были посвящены истории тюрков. В своей монографии он написал такие слова: «Посвящаю тюркским народам Советского Союза». Связей с Казахстаном Гумилев не потерял. К нему часто приезжали наши соотечественники, слушали его лекции, брали интервью.
Если почитаете его монографию «Древняя Русь и Великая Степь», которая одновременно является и научной, и публицистической, найдете много моментов, где он касается истории казахов.
Мне довелось послушать его лекции. Одна из них была посвящена Евразии, евразийским народам. На лекции он всегда приносил с собой очень много карт. Вообще он стал очень популярным в конце 80-х годов, по телевидению даже транслировали его лекции.
Конечно, он имел очень хорошее образование. Окончил исторический факультет Ленинградского университета, аспирантуру, защитил в 1948 году кандидатскую, в 1961 году успешно защитил докторскую, а в 1974 году защитил вторую докторскую диссертацию. В Советском Союзе он был единственным человеком, защитившим две докторские диссертации, получив степень доктора исторических наук и доктора географических наук. Его идеи о евразийстве в 60-х-80-х гг. не шли в соответствие с идеологией того времени. Однако его работы публиковались и очень быстро становились беллетристикой, фолиантами, ходили по рукам. Он очень хорошо писал, его книги написаны легким для чтения слогом, у него был по-настоящему художественный дар. Дар слога и дар ученого дали такие вот плоды.
Однако среди ученых он был, можно сказать, белой вороной. Историки, антропологи, географы, этнографы не признавали его как серьезного исследователя. Однако он был очень популярен среди, так скажем, негуманитариев: специалистов точных наук, инженеров, техников и так далее. Он практически не читал лекции на историческом факультете Ленинградского университета, а работал на географическом факультете в НИИ, поэтому в 1974 году он и защитил диссертацию на степень доктора географических наук, его работа называлась «Этногенез и биосфера земли».
В его работах в целом было очень много новизны. Он писал о
кочевых народах Евразии, историю и культуру он связывал с ландшафтом, он
впервые употребил такие термины, как кормящий
ландшафт, комплиментарность, пассионарность. Однако с его именем связаны и такие парадоксы, как обвинение в расизме, биологизме. Еврейская научная общественность относилась к нему отрицательно, и это не секрет. Почитайте его работу «Открытие Хазарии», там он пишет о евреях, после чего его начали обвинять в антисемитизме. Были даже серьезные публикации на эту тему. Российский исследователь, доктор исторических наук, профессор В.А. Шнирельман очень резко высказывался на страницах научного журнала о Льве Николаевиче. Это отношение до сих пор сохраняется.
Он считал себя последним евразийцем и, наверное, он был прав. Потому что среди советских ученых единственным, кто так пропагандировал евразийство, был Лев Николаевич Гумилев, других таких ученых не было. Он связывал судьбу славянских народов и судьбу тюркских народов, он называл это комплементарностью.
Конечно, он тяжело переживал распад Советского Союза. Несмотря на то, что он настрадался от Советской власти, он был продуктом ее. Он жил в той стране под названием СССР, это было действительно евразийское образование».
То есть Гумилев тяжело переживал разрыв евразийских связей?
«Да, крушение экономических связей, культурных, духовных, гуманитарных, нравственных, это было для него трагедий.
Лев Николаевич сам себя называл сыном Серебряного века, не забывайте, что он был сыном поэта Николая Степановича Гумилева и поэтессы Анны Ахматовой. Это был настоящий русский интеллигент, в том смысле, что он был самым настоящим демократом. Я не согласен, когда его обвиняют в антисемитизме, его просто неправильно понимают и комментируют».
Расскажите, пожалуйста, о том, как было принято решение присвоить Евразийскому национальному университету имя Л.Н. Гумилева.
«Я считаю, что имя соответствует духу и идеологии этого университета, раз он называется Евразийским. Гумилев всю жизнь проповедовал евразийство и культурно-нравственные связи наших народов. Он, в частности, говорил, что не было татаро-монгольского ига в России».
Что сегодня понимают под словосочетанием евразийская культура?
«Люди, живущие на стыке Европы и Азии, все время пересекаются, во всех отношениях, не только экономических, но в нравственном, культурном, духовном отношении. Уникальность людей, живущих на этом континенте, в том, что их очень многое объединяет. И разорвать все эти связи невозможно. Тюркско-славянский союз – это уникальное явление, оно именно характерно для евразийского континента».
Таким образом, само географическое положение определяет евразийство?
«Да, несомненно, это и есть кормящий ландшафт в определении Гумилева. Здесь переплелись судьбы людей. Казахстан, как и Россия, является страной, где пересеклись миллионы судеб людей европейского и восточного происхождения. Евразийство проявляется буквально во всем, даже в быту. Это такое же нормальное явление, как Европейское сообщество. У них открыты границы, своя единая валюта, и они, сохраняя национальный дух, язык и культуру, прекрасно друг друга знают . Когда говорят европейская культура, мы это понимаем, когда говорят евразийская культура – это тоже надо понимать. И сейчас за рубежом это понимают и знают».
Можем ли мы все называть себя евразийцами?
«Я себя называю евразийцем. Во-первых, в профессиональном отношении я во многом связан со своими российскими коллегами. Поэтому российская наука для меня имеет очень большое значение. Евразийская интеграция не подлежит сомнению, это наша жизнь».
Значит, предложение об экономической поддержке идеи евразийства получилось естественным образом?
«Да, 20 лет назад Н.А. Назарбаев выступил с идеей о создании Евразийского союза. 29 мая состоится подписание договора. Европейцы, например, в течение 40 лет шли к союзу, после Второй мировой войны они резко поняли, что жить в замкнутом пространстве невозможно».
В чем, на ваш взгляд, особенность Евразийского союза?
«Во-первых, однозначно, это экономический союз, в котором не должна превалировать политика. Во-вторых, это совокупность культурных, гуманитарных, нравственных отношений».
Расскажите, пожалуйста, о вашем проекте «Евразийство как цивилизационная основа развития Казахстана и сопредельных стран в условиях глобализации».
«Мы осуществляли этот проект в 2004-2006 гг. Тогда мы, коллектив единомышленников, подали на грант и выиграли. Это был междисциплинарный проект, в нем участвовали филологи, историки, фольклористы, антропологи, юристы. Итогом нашей исследовательской работы стала публикация статей».
Вы организовывали Евразийские форумы, расскажите, пожалуйста, об этой работе.
«Я был соучастником и одним из организаторов Евразийского научного форума на базе ЕНУ имени Л.Н. Гумилева начиная с 2002 года. Первый форум был приурочен к 90-летию со дня рождения Гумилева. Мы принимали заявки со всех стран мира. Приезжал известный французский ученый Жак Легран, А.М. Хазанов из США, и другие известные ученые из Франции, Германии, Великобритани, Кыргызстана, Узбекистана».
(Фотографии сделаны в Музее-кабинете Л.Н. Гумилева в Евразийском национальном университете)
Людмила Выходченко