За последние десятилетия в результате археологических разведок обнаружены как крупные скопления петроглифов, так и небольшие, содержащие не менее интересный материал для исследователей. Скопления наскальных изображений степной зоны по сложившейся традиции называются «святилищами» в связке с прилагательным, обозначающим понятия небольшие, маленькие, незначительные. В ряду таких памятников можно назвать петроглифы ущелья Шокпар, изучением которого занимались сотрудники Института археологии имени А.Х. Маргулана и я, младший научный сотрудник Музея археологии «Ғылым ордасы» по программе фундаментальных исследований.
Петроглифы были обнаружены на скалах узкого каньона ручья Шокпар, протекающего в меридианном направлении. С восточной и западной сторон каньона расположены долины, которые местное население называет Сартай и Борибай (рис. 1). В ущелье ярко представлены материалы культуры племен эпохи бронзы, раннего железного века и средневековья: могильники, поселения и наскальные рисунки. На скалах – рисунки единичных животных и в композициях.
Древнейшая группа из них относится к эпохе бронзы (табл. 1). Это, прежде всего, изображения диких быков-туров, верблюдов, лошадей, архаров, козлов, собак, мужчин в сценах «противоборства». Подобные сюжеты встречаются на многочисленных памятниках близлежащих регионов. В ущелье Шокпар среди петроглифов эпохи бронзы наиболее яркими являются сцены с быками. Их объединяют и некоторые стилистические признаки: у быков неестественно удлиненные изогнутые рога, на массивном корпусе просматривается надлопаточный горб, на концах хвостов заметны кисти в форме шаров. Все эти признаки известны и в петроглифах Тамгалы и Кольжабасы, где они датируются эпохой бронзы [i]. Именно из этого сходства произошло название «тамгалинская традиция» петроглифов эпохи бронзы [ii].
Сюжет с преследованием хищниками травоядных животных более характерен для раннего железного века и имеет определение как «сцена терзания». Однако иконографические особенности изображения быков, типичные для наиболее ранней группы петроглифов Тамгалы, позволяют исследователям считать, что этот мотив в наскальном искусстве получил развитие значительно раньше, еще в эпоху бронзы [iii]. Семантически подобные сюжеты связаны с культом быка.
Среди комплекса можно выделить пласт петроглифов, который определяется как промежуточный между рисунками эпохи бронзы и сакского времени. К ним относятся сюжеты с верблюдами, которые дублируются и в раннем железном веке.
Двугорбых верблюдов в ущелье отмечено около 20 фигур. Крупные контурные выполнены выбивкой и прошлифованы. Встречающиеся рисунки верблюдов в ущелье определяются как изображения диких животных. Это и отдельные верблюды, и в стае, и верблюдица с верблюжонком. Наличие же в сюжете эпохи бронзы у одного верблюда некоего подобия упряжи, сопровождение второго собакой позволяет предположить, что показаны одомашненные верблюды. Образ верблюда-бактриана – распространенный сюжет наскального искусства Казахстана и Средней Азии. Здесь верблюд был одомашнен и использовался в качестве верхового и тяглового животного, по мнению специалистов, уже в период андроновской и тазабагъябской культур во II тыс. до н.э.
К средневековым петроглифам относится серия фигур козлов и архаров (табл. 3: 1, 3, 4, 6), часть была высечена в раннем железном веке и существенно подновлена позднее, сюда могут быть отнесены тамгообразные знаки (табл. 3: 2, 5). В композиционном единстве с изображением стада козлов находится Ϩ-образный знак, где небольшое утолщение в верхнем конце и тонкий нижний позволяют предположить, что это изображение змеи. Такое изображение есть на не совсем обычном памятнике – черепахе из Мухарского погребально-поминального комплекса на р. Тола [iv]. К северо-востоку от жилых и хозяйственных построек на крайней скальной гряде найдено изображение тамги (табл. 3: 2).
Принимая во внимание условия в местах существования «святилищ» Шокпар, можно с большой долей уверенности говорить о том, что его обитатели занимались разведением скота и это место представляет собой постоянное подворье скотоводов.
Основные религиозные мотивы почитания священных животных в ущелье Шокпар, как и ряде других малых комплексов, остаются неизменными. Такая ситуация лишь подчеркивает традиционность жизненного уклада древних скотоводов Жетысу на протяжении нескольких исторических периодов.
Иллюстрации
Илл.1 План расположения археологических памятников в ущелье Шокпар
Табл.1. Петроглифы эпохи бронзы ущелья Шокпар
Табл.2. Петроглифы раннего железного века ущелья Шокпар
Табл.3. Петроглифы средневековья и нового времени ущелья Шокпар
Ксения Егорова,
младший научный сотрудник Музея археологии
РГП «Ғылым ордасы»
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
[i] Максимова А.Г., Ермолаева А.С., Марьяшев А.Н. Наскальные изображения урочища Тамгалы. Алма-Ата, 1985.
[ii] Марьяшев А.Н., Горячев А.А. Наскальные изображения Семиречья. Алматы, 2002.
[iii] Марьяшев А.Н., Горячев А.А. Наскальные изображения Семиречья. Алматы, 2002.
[iv] Кляшторный С.Г., Савинов Д.Г. Степные империи древней Евразии. СПб., 2005.