Жизнь и деятельность доктора исторических наук, профессора, члена-корреспондента Академии наук Казахской ССР Ермухана Бекмаханова, автора фундаментального издания «Казахстан в 20-40 годы XIX века», всегда была объектом внимания авторитетных историков и известных представителей казахстанской науки. О нем писали профессор, академик Национальной академии наук Республики Казахстан Кенес Нурпеис, Халима Адамовна Бекмухамедова, ученые М. Козыбаев, С.Ф. Мажитов и др.
Они проливают свет на правду жизни и деятельности одного из ярких и знаковых фигур казахской истории периода «репрессивного сталинского режима». В основе их лежат архивные документы, тщательно собираемые и хранимые архивистами страны.
В статье «Документальные материалы об Ермухане Бекмаханове» кандидат исторических наук Р. Сариева рассказала о фондах личного происхождения Центрального государственного архива Республики Казахстан, которые содержат ценные и уникальные документы по истории жизни и деятельности ученого.
В Центральном государственном архиве Республики Казахстан имеется семейный фонд 2210 Бекмаханова Ермухана и его дочери Наили Ермухановны, где хранятся архивные документы за 1927-1993 годы, всего 151 дело. Документы фонда позволяют проследить основные этапы научной работы ученого, раскрывают его взаимоотношения с родственниками, друзьями и коллегами.
Способность и трудолюбие Ермухана Бекмаханова проявились в годы его учебы в средней школе Баянаула, на подготовительных курсах в Семипалатинске, Воронежском педагогическом институте. Неслучайно историк Я.Я. Зутке вызвался быть научным наставником Ермухана, проявившего склонность к научной работе.
Его друг и однокурсник В. Сурат также отмечал неуемную тягу Е. Бекмаханова к новым знаниям. В своих воспоминаниях В. Сурат пишет:
«наши студенты тянулись к нему, всегда были рады встрече с ним. Ермухан в беседе кратко и доходчиво опровергал бытовавшее среди студентов мнение о культурной отсталости Казахстана и Средней Азии. Все поражались его широтой эрудиции. Многим запомнились его рассказы о Чингисхане, Римской империи, Александре Македонском, древнегреческой мифологии».
После окончания института Народным комиссариатом образования РСФСР Е. Бекмаханов был направлен в Казахстан.
В 1937-1939 годах он работал научным сотрудником, а затем заместителем директора Казахского педагогического института.
В 1941-1946 годах он был агитатором-лектором ЦК Компартии Казахстана, ездил по городам, селам и аулам Казахстана. В беседах с простым населением он услышал рассказы и легенды о Кенесары Касымове и других предводителях национально-освободительного движения, сопоставлял их с архивными материалами.
В фонде сохранились воспоминания писателя, Героя Советского Союза Малика Габдуллина, когда он обратился за консультацией к Е. Бекмаханову по теме исследования «Кобланды батыр». Ермухан поддержал его выбор, и посоветовал где и как лучше собрать исторические материалы. А научный руководитель М. Габдуллина М. Ауэзов высоко оценил способности Е. Бекмаханова:
«Я знаю этого джигита. Читал его труды по казахской истории, слушал и выступления. Он самоотвержен, талантлив, у него прекрасное будущее. Уверен, что он станет большим историком».
В 1947 году на основе своей докторской диссертации он издал монографию «Казахстан в 20-40 годы XIX века», концепция которой вызвала бурные дебаты не только среди историков, но и экономистов, юристов, писателей и журналистов. Историка обвиняли в буржуазном национализме, а книгу считали вредной, как и научном, так и в политическом отношениях. За обвинениями последовали репрессии и Бекмаханова объявили врагом народа.
В 1950 году в газете «Правда» Т. Шойынбаевым, Х. Айдаровой, А. Якуниным была опубликована статья «За освещение истории Казахстана с марксистско-ленинской позиции», в которой Е. Бекмаханов был обвинен якобы в националистической интерпретации прошлого казахского народа.
Талантливый ученый был уволен с работы в КазГУ и сослан в Нарынкольский район, а затем в Чуйский район Джамбульской области, где ему было разрешили работать школьным учителем. Но среди местного населения нашлись люди, которые поддерживали его в этой сложной жизненной ситуации. Например, директор средней школы с. Новотроицк Ахметжан Тлеубергенов был студентом ученого. Он с радостью предложил ему жить под одной крышей в своем доме, хотя рисковал репутацией перед всевидящим оком партии.
В фондах архива сохранилась собственноручно написанная автобиография Е. Бекмаханова, в которой он с благодарностью вспоминает еще одного человека, относившегося к нему с пониманием. Это был начальник отдела Госбезопасности Чуйского района, который сказал ему:
«Ереке, положение не совсем благоприятное. Хотел бы помочь Вам, но ничего не смогу. Хочу сказать только одно: «Держитесь».
Впоследствии, Е. Бекмаханов, осужденный на 25 лет ссылки в Сибирь, по-прежнему оставался стойким борцом за свои идеи. В письмах на имя Ж. Шаяхметова, Н.С. Хрущева и других руководителей страны, постоянно подчеркивал, что несмотря на невзгоды, он останется верным сыном своей Родины. Архивные документы ясно рисуют мысли ученого, его стремление выйти на свободу, его жажду жизни и творения. Несмотря на мощную пропаганду, направленную против «националиста» Е. Бекмаханова, многие друзья и коллеги не изменили свое отношение к нему как к одаренному ученому и прекрасному человеку.
После полной реабилитации Е. Бекмаханова 16 февраля 1954 года в Москве с ним встретился директор ЦГА Казахской ССР Мухтар Жангалин, который в знак уважения и безмерной радости по случаю освобождения ученого, сняв с себя, подарил ему свой новый костюм.
Несмотря на тяжелое испытание, выпавшее на долю Е. Бекмаханова, являясь ученым неиссякаемой энергии, он оставил глубокий след в исторической науке Казахстана, успел создать свою школу. За достигнутые успехи в работе он был награжден орденом Красной Звезды, Почетной Грамотой Верховного Совета Казахской ССР. Это было признанием его научной и общественной работы, его неоспоримых заслуг в развитии исторической науки.
Им внесен огромный вклад в постановку и методику преподавания истории Казахстана, в разработку ряда проблем истории и культуры казахского народа. Его дело продолжают не только непосредственные ученики, которые слушали лекции и под его научным руководством защитили диссертации, но и новое поколение историков. Его труды и сегодня остаются примером тщательного изучения и вдумчивого использования первоисточников, образцом актуальности и обоснованности научных выводов.