Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

20 интересных фактов из жизни Миржакыпа Дулатулы

7772
20 интересных фактов из жизни Миржакыпа Дулатулы  - e-history.kz
Представляем вашему вниманию интересные факты из жизни и деятельности казахского видного просветителя, общественного деятеля, публициста Миржакыпа Дулатулы

1. Миржакып Дулатулы о своем детстве писал так: «Происхожу из Средней Орды, рода Аргын, 2-х лет от роду лишился матери, 12 лет - отца. Когда мне исполнилось 8 лет, отец отдал меня на обучение аульному мулле, человеку крайне невежественному. Не помню, сколько времени учился у него, знаю только то, что кроме заучивания арабских молитв ничему не научился».

2. Многие рассказы Миржакыпа выходили в свет под разными псевдонимами: Азамат, Мадияр, Тайминер, Түрік баласы (Сын тюрка) и Арғын баласы (Сын Аргына).

3. Царским Указом от 3 июля 1907 года казахи и коренные жители Сибири и Средней Азии были лишены права участия в выборах в Государственную Думу Российской империи. Это решение лишило нацию возможности самоуправления. М. Дулатулы в своей статье «Закон от 3 июля» критиковал, как несправедливое. «Если при решении казахских вопросов не будут участвовать депутаты от казахов, то как бы ни были эрудированы и красноречивы депутаты, выступающие по этим делам, никакого компетентного решения быть не может», - писал он.

4. М.Дулатулы в своей статье «Наши задачи» («Біздің міндетіміз») пишет, что казахи бесправный народ. «Собираемый налог не используется в интересах народа. Чувствуется верховенство министров, стражников, урядников над казахами. Эти чиновники, урядники издеваются над казахами, грабят их, делают, что хотят. Они насмехаются над нашей религией, запрещают наши книги, конфисковывают их. Эти чиновники затеяли мужицкое переселение в казахские земли, “отрезают” водные источники и плодородные земли. Они готовы у бесправных казахов забрать все».

5. Миржақып Дулатулы с особой радостью писал о достижениях науки и технологии. «По железной дороге за короткое время можно преодолеть путь которую на лошади проходишь за 6 месяцев. В мгновенье ока получишь по телеграфу вести из другого конца земного шара. Транспорт будет ездить сам, без лошади, ты своими руками будешь водить его. Наука дала в помощь человеку огонь и воду, дала возможность человеку говорить по телефону на большом расстоянии. Появился аппарат, который летает по воздуху, и если надо, то даже приземляется, и имя ему – воздушный шар. Видел ли народ когда-либо такие чудеса?».

6. Сборник стихов «Оян, қазақ» (Проснись, казах) впервые был опубликован в 1909 году. Сборник был распространен моментально, и переиздан в 1911 году. По словам автора, книга была конфискована в 1911 году Управлением по делам печати.

7. Роман М.Дулатулы «Несчастная Жамал», написанный в 1910 году, считается первым романом, написанным на казахском языке. Роман вероятно, является первым на мусульманском Востоке художественным произведением, посвященным проблеме неравноправного положения женщины в тогдашнем обществе.

8. 14 мая 1914 года в Омске Миржакип Дулатулы создал семью с Гайнижамал Баймураткызы. Об этих событиях сохранила воспоминания своей матери единственная дочь поэта Гульнар Дулатова: «Наша свадьба прошла в ресторане станции «Коломзино», неподалеку от Омска. После свадьбы мы, не останавливаясь в Омске, сразу поехали в Оренбург».

9. В 1916 году М. Дулатулы, А. Байтурсынулы и А. Букейханулы выступили против Царского указа от 25 июня о призыве инородцев на фронтовые работы. По их мнению, Указ мог довести народ, находящийся и без того на грани вымирания, до самого настоящего голода, так как он лишится самой производительной части общества. Миржакип стал основателем первого в истории народа фонда в помощь голодающим, он уже был широко известен в народе, к его мнению прислушивались.

10. В 1919 году Миржакипа Дулатулы необоснованно обвинили в смерти Амангельды Иманова – активного участника установления Советской власти в казахской степи. В своих воспоминаниях Гульнар Дулатова, дочь Миржакипа, пишет, что спустя много лет к ней пришел сын Амангельды. Потомок Иманова сказал, что его отец был убит шальной пулей в степях Тургая, а в это время Миржакип Дулатулы находился в городе Семей.

11. В 1925 – 1928 годы Миржакып Дулатулы проживал в столице Казахстана - Кызылорде по адресу: улица Селиверстова, дом 17. Здесь он работал над своими литературными произведениями. В доме Миржакипа бывали известные представители казахской интеллигенции, поэты, писатели, артисты. Среди них Назипа Кулжанова, Илияс Байменов, Алиби Жангельдин, Серке Кожамкулов, Мухтар Ауэзов, Амре Кашаубаев, Иса Байзаков, Магжан Жумабаев, Алькей Маргулан, Смагул Садвакасов, Кошке Кеменгеров, Алибек и Ауельбек Коныратбаевы и другие. Дочь М.Дулатулы, Гульнар, в своих воспоминаниях говорит: «Если попробовать составить список бывавших в нашем доме гостей, их будет больше 114 человек».

12. 28 декабря 1928 года органы НКВД обвинили его в национализме, и закрыли в тюрьме Кызылорды. В соседней камере находились Жусупбек Аймауытулы, Ахмет Байтурсынулы.

13. По воспоминаниям Гульнар Дулатовой к ним, в Кызылорду, из Карсакбая часто приезжал Каныш Имантаевич Сатпаев. «Когда отца арестовали все знакомые отвернулись от нас, но его это не остановило», - говорит Гульнар Дулатова. - Когда я окончила школу, моя мама рассказала об этом Канышу Имантевичу, советовалась куда мне пойти учиться. Он сказал, что мне надо продолжать учебу, и хотел, чтобы я пошла в медицинский институт в городе Томск». «Ты не бойся говорить, что отец сидел в Бутырке. Сибиряки привычные к ссыльным, они не обратят на это внимания», - сказал Каныш Имантаевич.

14. В 1929 году во время допроса Миржакип заявил: «На допросе в 1929 г. в ответ на обвинение в национализме Миржакип отвечал: «Мы хотим, чтобы наше отечество принадлежало нам». В своём официальном последнем слове он заявил: »Ради будущего своего народа я обязан делать всё возможное. Если я заблуждаюсь, то вместе с народом. Рано или поздно, истина восторжествует». Дулатов был приговорён к смертной казни через расстрел, но вскоре её заменили на лишение свободы сроком на 10 лет.

15. Он отсидел в Бутырской тюрьме два года, затем был сослан в Соловецкий лагерь особого назначения. К тому времени имя Миржакипа уже было в «Литературной энциклопедии«, а также в «Малой советской энциклопедии«. Благодаря этому в лагере его узнал учёный и священник Флоренский, который смог устроить его фельдшером в больнице.

16. В Соловецком лагере М.Дулатулы написал тюркско-русский словарь. Учебное пособие предназначалось для казахов, киргизов и других представителей тюркоязычных стран. Арестанты с рук переписывали его и распространяли, так как не знали жизненно важного русского языка. «Азербайджанцы, татары, казахи, башкирцы, узбеки очень плохо знали русский язык. Миржакип написал усредненный тюркско-русский словарь. Для облегчения жизни арестантов туда он включил уголовную терминологию», - говорит миржакиповед Марат Абсеметов.

17. В Соловецком лагере Миржакип Дулатулы написал учебник геометрии для казахских школ. А увидев свои врачебные способности, он успешно лечил арестантов.

18. Мустафа Шокай пытался устроить Дулатову побег из Соловков, когда туда зашло торговое судно из Франции, но арестант отказался, боясь за судьбу семьи. 5 октября 1935 года Миржакип Дулатов скончался в Центральном лазарете Сосновецкого лагеря и был похоронен на вольном кладбище.

19. В 1976 году Бауыржан Момышулы получает Государственную премию Казахской ССР имени Абая. По этому поводу в кафе «Қаламгер» в Союзе писателей состоялось чествование, на которое собралась вся писательская элита. В то время скончался Абен Сатыбалдыулы (муж Гульнар Дулатовой). Но Бауке пригласил на торжество его вдову. Гульнар Дулатова немного опоздала. Когда она зашла в зал, все уже сидели за столом. В дверях, как и подобает казахской невестке, она поклонилась Момышулы. А писатель скомандовал присутствующим: «Всем встать!» Со словами: «Вы знаете, кто пришел? Это дочь Миржакыпа Дулатова», – он отодвинул супругу и посадил Гульнар рядом с собой.

20. Гульнар Дулатова никогда не сводила счетов с теми, кто сыграл неблаговидную роль в судьбе ее семьи, зато всегда помнила тех, кто не отвернулся от семьи опального Миржакыпа Дулатова. Одним из них был академик Каныш Сатпаев. «Гульнар-апай считала, что именно мой отец, которого Миржакып Дулатов считал своим младшим братом, помог ей выбрать профессию, ставшую делом ее жизни», – говорит известный в Алматы доктор Ханиса Канышевна Сатпаева.

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?