1. Точная дата рождения Ахмета Байтурсынулы долгое время оставалось неизвестной. В ноябре 2017 года День языков народов Казахстана был объявлен днем рождения Ахмета Байтурсынулы. Разработчик казахского алфавите на латинице Ербол Тлешов пояснил это так: «Были сведения, что Ахмет Байтурсынулы родился 29 сентября 1873 года. Но, позже, когда я работал в Управлении развития языков, были найдены три документа с рукописями Ахмета. В одной из них была надпись «я родился 5 сентября». Поэтому было принято такое решение».
2. Когда Ахмету было 13 лет в их аул прибыли сотрудники полиции под руководством полковника Яковлева и устроили погром. Не стерпев такого произвола отец Ахмета – Шошакулы Байтурсын с тремя сыновьями – братьями Ахмета избили полковника. За эти действия они были сосланы в Сибирь на 15 лет.
3. В пору работы в Кустанайском уезде, он жил в доме начальника (рядового лесника в иных источниках) Аманкарагайского лесного хозяйства и полюбил его дочь Александру.
4. Александра родилась в 1878 году в Челябинском районе. Она познакомилась с Ахметом Байтурсынулы, когда он работал учителем русско-казахской школы аула Аулие-коль.
5. Молодые обвенчались по мусульманскому обычаю в мечети г.Троицк. Известный священнослужитель Зейнолла-ишан после обряда венчания записал Александру как татарку по имени Бадрисафа Мухамедсадыккызы Байтурсынову. Ахмет оставил жену в мечети на 2-3 месяца для изучения мусульманских обычаев. И до конца своих дней она не отступила от принятой веры.
6. Ахмет Байтурсынулы - один из авторов «Каркаралинской петиции» 1905 года. Авторы петиции требовали прекратить экспроприацию казахских земель, остановить поток переселенцев и формирование земств.
7. В 1912 году Ахмет Байтурсынулы реформировал казахскую письменность. Он исключил из алфавита арабские буквы, не используемые в казахском языке и включил новые специфические буквы казахского языка. Новый алфавит «Жаңа емле» и сегодня используется казахами Китая, Афганистана, России, Ирана.
8. Ахмет Байтурсынулы был первым редактором газеты «Қазақ». У издания было более трех тысяч подписчиков, ее читали в казахских степях, в Китае и России. На страницах газеты Ахмет Байтурсынулы вместе со своими единомышленниками поднимал проблему развития казахского языка, призывал народ к единству и политической борьбе.
9. Во время революции 1917 года Ахмет Байтурсынулы встал во главе группы деятелей Алаша, которые защищали национальные интересы казахов, стал духовным лидером интеллигенции. Вместе со своими соратниками Алиханом Букейханом и Миржакыпом Дулатулы он встал на путь борьбы за свободу казахского народа.
10. Ахмет попробовал себя в качестве поэта и баснописца. На основе басен Эзопа, Лафонтена, Крылова, включив в них национальную особенность, он писал произведения, изобличающие власть и колониальную политику России.
11. Житель Тургая Жусупбек Салыков рассказал об Ахмете Байтурсынулы: «В 1923 году Ахмет и Бадрисафа во время проезда из Оренбурга в Тургай остановились в местности Кумколь, у хазрета Науена Нуртазина. Сейчас в том месте находится аул Шиели Жангельдинского района. Несмотря на различия в возрасте (хазрет был старше Ахмета на несколько лет) они были близкими друзьями».
12. «В 9 лет я остался сиротой, и пас скот родного брата Ахмета. В 1926 году Кали ага умер. На его годовщину смерти приехали Ахмет ага и Бадрисафа. Я был голоден, весь в лохмотьях, страдал чесоткой. Никто ко мне не приближался, все обходили меня стороной. Меня спас Ахмет ага. Он поручил меня Бадрисафе. Она своими руками вылечила меня и спасла от смерти. Я никогда не забуду благородство Ахмета ага и его жены Бадрисафы», - рассказывает родственник Ахмета Байтурсынулы Аубек Сатыбалдыулы.
13. Приемная дочь Ахмета Байтурсынулы вместе с родителями примерно 4 года была на ссылке (1929-1933гг), затем попала в детский дом.
14. У Ахмета Байтурсынулы были лишь приемные дети. В официальных источниках сохранились лишь три имени – Аумат, Казихан и Шолпан. Все трое воспитывались в дому просветителя, были его племянниками. Но у него был еще один приемный сын, имя которого долгие годы держалась в тайне – Самырат Какишев. Такая таинственность объясняется просто: так как Самырат был хранителем шанырака – очага Байтурсынулы, главной целью было – сберечь его жизнь. Как-то после ареста Ахмета Байтурсынулы в его аул прибыли солдаты, они искали мальчиков, продолжателей рода. Тогда одна из женщин спрятала Самырата под казаном, тем самым сохранив ему жизнь.
15. Если верить словам Нурзипы Амировой, современницы Ахмета Байтурсынулы, в 1937 году Бадрисафа была в Кустанае. Во второй раз Бадрисафу видели в Кустанае в годы Великой Отечественной войны. Нурзипа Амирова рассказывала, что от былой красоты Бадрисафы не осталось и следа, она выглядела намного старше своих лет, к тому же были проблемы со здоровьем.
16. Кустанайские краеведы не владеют сведениями о дальнейшей судьбе вдовы Байтурсынулы, но у них есть две версии. По одной из них Бадрисафа лечилась в селе Александровка Костанайского района и осталась там, а вторая, по словам аксакала Есимхана Турлыбекова, примерно в ноябре 1947 года она жила в ауле Каскат Мендыкаринского района. В указанный период в том ауле появилась русская женщина по имени Александра, и сопровождал ее личный знакомый Ахмета Байтурсынулы – Касым Тогызаков.
17. Советская власть простила Ахмета Байтурсынулы, который пользовался безмерным уважением в народе, республике, даже в тюркоязычных странах. Высшее руководство назначило его на должность Председателя Народного комиссариата образования Казахской АССР.
18. В июне 1929 года НКВД СССР припомнило политическую деятельность Ахмета Байтурсынулы и его вместе с Миржакыпом Дулатулы закрыли в кызылординской тюрьме. Позже его сослали в Архангельскую область, а его жену Бадрисафу с приемной дочерью Шолпан отправили в Томск. Со временем Шолпан оставили в Томске, а Бадрисафу отправили в Западную Сибирь, на лесоповал в село Жуково.
19. В 1934 году по прошению Международного Красного Креста Ахмет Байтурсынулы получил возможность вернуться в Алматы и воссоединиться с семьей. Потерянное здоровье, политическая неблагонадежность уменьшили его шансы устроиться на работу, такие тяготы омрачали последние годы его жизни. Он работал смотрителем Центрального музея, билетным контролером, санитаром туберкулезного диспансера. Власть боялась его влияния, уважения в народе, и потому ни на какой работе он не мог долго работать, его сразу же увольняли.
20. Когда поднялась новая волна репрессий, его снова арестовали, это было 8 октября 1937 года. И после следствия, длившегося несколько месяцев, в феврале 1938 года был расстрелян. На одном из допросов вопрос следователя он ответил так: «Я стремлюсь поднять культуру и благосостояние казахов, а так как это дело находится в зачаточном состоянии, я поклонюсь той власти, которая поддерживает мои начинания».