Особое место среди историко-культурных памятников Мангистау занимают подземные мечети. Разнообразна технология их строения. В ходе поездки мы увидели подземные мечети, вырубленные в толще скалы. Впереди – северный отрезок полуострова Тупкараган. Здесь были найдены комплексные сооружения, редко встречающиеся на морском берегу. Одно из них – Самские пески, представляющие следы культуры бронзовой эпохи.
Наша машина, выехавшая из Отпантау, миновав аул Жынгылды, прибыла в Таушык. Мангистау известен как нефтедобывающий регион. Но, оказывается, изначально здесь добывали уголь.
В округе аула Таушык, где мы остановились, в годы Второй мировой войны работали угольные шахты. По окончании войны шахты Таушыка поработали около 4-5 лет, потом их работа остановилась. Таушык, в прошлом бывший промышленным городком (поселок Таушык), сегодня превратился в маленький аул. По словам местных жителей в свое время Таушык был большим поселком районного типа.
Хотя таушыковцы перестали добывать уголь, но они не перестали заниматься скотоводством – вековым промыслом предков. Даже занимают лидирующее место в области по поголовью скота. В древние времена в Таушыке жили баи, у которых имелись тысячи голов лошадей и верблюдов. И в советское время здесь занимались верблюжьим хозяйством, строились фермы, комплексы. Сейчас от них не осталось и следа, но местные жители, содержащие лошадей и верблюдов, сегодня могут быть благодарны предкам.
Далее мы отправились в сторону гор Унгазы. Когда поднялись на Онеже, мы увидели старую пристань на заливе Сарытас, откуда переправлялся таушыкский уголь. В годы Второй мировой войны и после нее пристань имела большое значение для Советского Союза. Вблизи горы Унгазы расположены небольшие аулы. Многие из них сейчас пустуют. Пристань тоже не функционирует.
Удивительная подземная мечеть – Шакпак ата
Мы, проехав вдоль залива Сарытас, прибыли к подземной мечети Шакпак ата, расположенной в горе Унгазы. Прочитали Коран духам предков, покоящимся в некрополе, осмотрели подземную мечеть. Это сакральное место расположено в Тупкараганском районе, в 40 километрах от Таушыка.
Шакпак ата глубоко знал ислам, он воспитывал и обучал учеников в мечети. Видимо поэтому, народ почитает Шакпак ата как «мудрого святого». Подземные мечети, места богослужения, расположенные в Мангистау, не только места паломничества, но также они считаются сакральными и имеют большое значение в жизни мусульман. Чтобы увидеть эти удивительные места воочию, сюда ежегодно приезжают толпы туристов из России, Туркменистана, Узбекистана, Азербайджана. Им интересна своеобразная постройка, технология, по которой возводилась мечеть, а также природа местности, где она расположена. По словам местных краеведов, сакральные места с подземными мечетями, напрямую связаны с деятельностью последователей и учеников Ходжи Ахмеда Яссави. Многие из святых, у которых мы останавливались, продолжатели учения Яссави, деятели, проповедующие суфизм. И Шакпак ата тоже преемник суфизма.
Технология строения 4-х комнатной мечети, вырубленной в скале, отличается от технологий, которая применялась в других мечетях. Подпорки украшены орнаментом. На стенах высечены около 250 арабских надписей и разные изображения. Судя по наружным отверстиям, можно предположить, что сакральное место некогда было морским дном.
Говорят, что Шакпак ата жил в кипчакско-ногайскую эпоху в XIV-XVI веках. Это время становления исламской религии в Мангистауском крае. Недолго пробыли мы в некрополе Шакпак ата. Далее мы отправились в поиски некрополя Султан-эпе. По дороге с любопытством осматривали удивительную местную природу, обрушившиеся скалы, глубокие ямы-впадины. Рельеф Тупкараганского полуострова – волнистый. Побережье полуострова с крутым обрывистым скатом. Центральная возвышенная часть полуострова образовалась из песчаных, известняковых пород юрского и мелового периода.
Покровитель воды – Султан-эпе
Залюбовавшись красотами природы, мы не заметили, как приехали к некрополю Султан-эпе. Прочитав Коран, мы потихоньку двинулись к подземной мечети Султан-эпе. Сначала у обрыва мы встретили колодец Султан-эпе. Набрав воды из колодца, мы утолили жажду. Внизу под обрывом течет родник Султан-эпе. Мы не стали к нему спускаться, иначе к этому времени наступили бы сумерки. На обрыве находятся валуны различных форм. Вокруг них густые заросли караганника. На расстоянии 70-80 метров от колодца находится мечеть Султан-эпе.
Подземная мечеть Султан-эпе – памятник религиозной архитектуры. Находится она в 57 километрах северо-восточнее от города Форт-Шевченко, вблизи залива Сарытас. Мечеть построена приблизительно в IX-XII веках. Мечеть состоит из 11 помещений. Здесь настолько узко, что в некоторых местах, чтобы попасть из одного помещения в другое придется ползти. По архитектуре, системе вентиляции и освещению, сооружение возведено по передовому образцу своего времени.
Султана-эпе считают «покровителем воды». По одному из древних преданий, рыбаков, попавших в ненастье спас один молодой парень. С тех пор и до сегодняшнего дня, верят, что если рыбаки в море попадают под шторм, к ним на помощь приходит Султан-эпе. Рядом с некрополем Султан-эпе находятся пять захоронений рыбаков. По легенде, отец Султана эпе – Хаким ата Сулеймен Бакыргани – ученик Ходжа Ахмеда Яссави. А ученые считают, что это не просто мечеть, она может быть суфийским орденом (община). По другой легенде, Султан-эпе обижается на отца и уходит в земли Мангистау. Здесь он воспитывает учеников, проповедует суфизм.
Осмотрев некрополь Султан-эпе, мы направились в гостевой дом. Встретились с хранителем некрополя. Рассказали о цели нашего визита. Расспросили о Султан-эпе. Об этом мы расскажем в следующих выпусках. Итак, последняя точка нашего сегодняшнего путешествия – некрополь Кенты баба.
Некрополь Кенты баба
Кенты баба – одно из древних захоронений. Находится в двух километрах от подземной мечети Султан эпе. Этот древний некрополь также находится под охраной Мангистауского государственного историко-культурного заповедника. По сведениям сотрудников заповедника, в некрополе Кенты баба расположено более 120 древних захоронений (X-XVI вв.). На территории исторического памятника находятся три больших мавзолея и огороженная камнями степная мечеть – главные объекты некрополя. Внутри мавзолея есть узкий проход и лестница, ведущая наверх. Там есть небольшая площадка.
После того, как поднимитесь наверх, можно в одиночестве совершить намаз. Считается, что если с раскрытыми ладонями попросить о чем-то, то желания будут услышаны Всевышним. Туристам показывают некрополь Кенты баба – «священный» город мертвых. Существуют предположения, что здесь захоронены мужчины, погибшие во время большого сражения. Стены памятников некрополя содержат изображения разновременных надписей, животных, раскрытых ладоней (у суфиев изображение ладоней считается оберегом, защищающим священное место и всех сюда входящих от нечистых сил), растительных узоров. Памятники народного зодчества находятся под охраной государства. Запечатлев на фото надгробные памятники некрополя Кенты баба, собрав немного видеокадров, мы направились в портовый город Форт-Шевченко.
К вечеру мы приехала в город Форт-Шевченко, где проживают около шести тысяч жителей. Остановившись в гостинице, мы стали намечать завтрашний план. На рассвете следующего дня мы прибыли в населенный пункт Баутино рядом с городом Форт-Шевченко. Здесь находится морской порт и головные офисы иностранных нефтеобработывающих компаний. Взобравшись на холм, мы посмотрели на одноименный залив. Любовались природой Форт-Шевченко.
На берегу залива причалены от мала до велика лайнеры, корабли, лодки. После Баутина мы взяли курс в Тамшалы. Здешние дороги, ведущие в Тамшалы, находятся в плачевном состоянии. Нам пришлось взять другой транспорт, так как наш автомобиль не осилил бы эту дорогу. Аким города Форт-Шевченко Муратбек Досжанов обеспечил нас транспортом, создал условия для нашей поездки в ущелье Тамшалы и укрепление Караган.
По дороге в Тамшалы мы увидели немало сакральных мест. Но так как мы ограничены во времени, то не смогли заехать во все эти места. На выделенном акиматом «Уазике» мы прибыли в ущелье Мерет. Здесь находится гордость Мангистау – ущелье Тамшалы.
Гордость Мангистау – Тамшалы
Главная достопримечательность Тамшалы – обнажение водоносного глинистого пласта на потолке небольшого грота, сформированного полукруглой стеной ущелья. Пресная вода сочится со скального уступа и падает струями с трехметровой высоты. Падающие капли создают шум, будто идет дождь. Зимой струи воды только обрастают льдом, но продолжают свое стремительное падение на встречу с землей. И вот тут-то происходят удивительные вещи: вода создает природный орган. Ледяная колоннада внутри испещрена всевозможными ходами, по которым водяные струи и капли журчат и постукивают разными оттенками звуков. Благодаря этой воде земля вокруг в несколько километров одета в зеленый наряд. Вокруг ущелья густо растут заросли ароматной мяты и мелиссы. Особенно летом к Тамшалы съезжаются много местных жителей и гостей региона.
По словам исследователей, люди обосновались здесь со средних веков. Доказательством тому служит место укрепления Караган, расположенное вверх по Тамшалы. Наша экспедиция после Тамшалы отправилась в этнографический музей в городе Форт-Шевченко, этот музей занимает особое место среди исторических памятников Мангистау. Таких музеев в Казахстане всего два. Первый находится в городе Усть-каменогорск, а второй – в Форт-Шевченко.
Форт-Шевченко – исторический город. В древности, на месте этого города был городище Кетык-Кала. По словам сотрудников Мангистауского государственного историко-культурного заповедника, городище Кетык-Кала исполняло роль торгово-экономического коридора между Европой и Азией. Кетык-Кала был большим морским портом. Позже, в 1716 году, по указу императора Петра І, в этот край прибыла экспедиция под руководством А. Бекович-Черкасского. В 1746 году под руководством штаб-капитана Иванина было построено укрепление Новопетровск. В 1857 году рядом с укреплением строится поселок Форт-Александровск. С 1939 года он переименован в Форт-Шевченко. В конце XIX и начале XX веков сюда переселилось множество русских крестьян. Занимались они рыбным промыслом. Рыболовство и тюленевый промысел – одни из древних промыслов казахских и туркменских племен, живших на восточном побережье Каспийского моря. Отведав местной красной рыбы, завершив наше путешествие, мы направились в Актау...
Историко-культурная экспедиция портала National Digital History, совершенная к святой Мангистауской земле, подошла к своему финишу. При поддержке акимата Мангистауской области мы побывали в 4-х районах области, посетили немало исторических и сакральных мест региона. Прошли около двух тысяч километров дороги. А теперь впереди цель – показать на страницах портала историю загадочного края. На этом наши путевые записки о путешествии по Мангистау закончились. Об исторических объектах, о легендах вокруг них уважаемый читатель узнает из нашего портала, к ним будут подготовлены отдельные материалы. Также будут опубликованы интервью с историками, краеведами.
Выражаем благодарность акимату Мангистауской области и Мангистаускому государственному историко-культурному заповеднику за оказанную помощь в подготовке статьи.
Таушык-Форт-Шевченко-Тамшалы-Актау-Астана
Путешествие по Мангистау: От Каспийского моря до урочища Огланды
Поездка по мангистау: От ШЕРКАЛА до ОТПАНТАУ...