Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Я командую танковым взводом, а мне только 19 лет…

1539
Я командую танковым взводом, а мне только 19 лет… - e-history.kz
Сегодня мы отмечаем великий праздник, подвиг наших предков – День Победы

Чтобы приблизить этот день, наши земляки смирялись с возможной гибелью и шли на фронт. Еще тяжелее было исполнять воинский долг вдали от родного дома, к которому подступали вражеские силы.

Портал NDH публикует пронзительные письма участников Великой Отечественной войны, наполненные тоской по дому, но также мужеством и готовностью одолеть врага.

 

Акмолинец, Герой Советского Союза, Юра Малахов был призван в Красную Армию в январе сорок третьего Акмолинским горвоенкоматом, тогда ему было 19 лет. Он погиб на фронте. В октябре сорок четвертого. Юра, командовавший танковым взводом, видевший самое пекло войны, был ровесником наших мальчишек, которые сегодня служат в Вооруженных Силах.

Юра писал с фронта письма своим родителям. Один из его солдатских треугольников хранится в Государственном архиве Акмолинской области:

 

«Здравствуй, папа!

Вчера, 7 октября, получил от тебя письмо от 15 сентября. Ты спрашиваешь, при каких обстоятельствах это произошло. Отвечу: командиром бригады мне и двум другим танкам было приказано вести разведку в голове бригады. Я начал выполнять задачу и повел разведку по указанному маршруту. Шел к границам Восточной Пруссии. Подойдя к одному местечку, я был встречен сильным артиллерийским пулемётным огнем. Дело было ночью, вести разведку дальше не было никакого смысла и мне приказали отойти от местечка и вывести танки из-под огня.

Как мне удалось остаться в живых? Я, собственно, ответить не могу. Если можно так сказать, это – счастье, судьба. Я имел раненых товарищей, которых я обязан был спасти. Вот, кажется, и все.

Как мое самочувствие и самочувствие моего товарища? Ничего, для фронта хорошее. Заряжающий сейчас находится опять у меня в экипаже.  Получил ранение в левую ногу и небольшой ожог лица. Все это почти прошло, немного пошаливает нога. Механик мой выписался из госпиталя, со дня на день жду его приезда. Сидоров находится в госпитале, здоровье его поправляется.

Ты спрашиваешь, как стреляет моя новая пушка? Отлично, и только отлично. Этому доказательство: вырезка из газеты, которую я тебе посылаю.

Ты пишешь, что напрасно я посылаю вам так много денег. Это моя святая обязанность.. В командировку или отпуск я не приеду: я приехал воевать, а не гулять. Ну а если меня ранят, буду надеяться опять на вашу помощь. Мне не хочется, чтобы вы жили удовлетворительно, мне хочется, чтобы вы жили хорошо.

Толя жалуется, что получает мало писем. Пишу я по возможности. Я командую танковым взводом, мне вверили три дорогостоящих машины и людей, у которых есть родные и которых я обязан вести в бой.

Папа! Мне только 19 лет и мне, собственно мальчишке, нелегко руководить этой техникой и людьми. Мне приходится много работать над собой. У меня не остается времени даже на письма.

Папа! Благодарю за заботу обо мне. Благодарю за твои письма.

Прости за неразборчивость: пишу при свете коптилки и очень тороплюсь.

Твой сын Ю. Малахов.      

 

Владимир Савенко потерял в аду войны всю свою семью. Они пишет своим землякам – акмолинцам.

«Дорогие мои матери, отцы, братья и сестры!

Меня постигло большое горе, я узнал об участи моей семьи, захваченной немцами на Украине полтора года назад. Там, где было мое село, мой дом, остались пепелища и развалины. Мою родную мать, старушку Лукерью Поликарповну, немецкие людоеды замучили за то, что ее сын находится в Красной Армии. Мою сестру, Екатерину Игнатьевну, с ее меньшей дочерью, ученицей 5 класса, немцы угнали в Германию на каторгу. Старшую дочь сестры, ученицу 10 класса, немцы-людоеды изнасиловали, а потом казнили. Мою невестку, студентку Днепропетровского университета Нину Фастовец, немецкие палачи захватили в плен и, как медсестру Красной Армии, зверски казнили.

Немцы, погубили, забрали все, что я имел дорогого. Кровь и мучения дорогих мне людей зовут меня к беспощадному уничтожению врага. Я мщу палачам и убийцам и буду мстить до полной их гибели.

Город Акмолинск – это моя родина, здесь я родился и жил до 16-летнего возраста. Потом моя семья выехала на Украину, и вот уже 10 лет я не был в Акмолинске. У меня были товарищи и знакомые, но сейчас я не имею ни единого адреса.

Я обращаюсь к вам, мои земляки, напишите мне кто-нибудь материнское письмо. Я остался один. Вот уже два года я ни от кого не получал ни единого письма. Мои товарищи получают письма от родных и знакомых, и только мне не от кого получить. Но я думаю, что не останусь одиноким, наша Советская Родина не забудет меня.

Дорогие родители, дорогие товарищи, родные девушки, напишите мне ласковое, согревающее письмо.          

Немцы сделали меня молчаливым, затаившим злобу человеком. Всю злобу, всю мою ненависть я брошу на них, проклятых извергов.

 

До свидания, с любовью ваш Владимир Савенко

 

Газета «Акмолинская правда»

14 мая 1943 г.

 

На письмо откликнулось множество жителей г. Акмолинска и области. Так колхозники сельхозартели «Луч жизни» Акмолинского района писали ему: «Мы просим Вас, товарищ Савенко, держать с нами живую связь, а если будет возможность, приезжайте к нам в гости».

 

При подготовке статьи были использованы материалы периодической печати фондов Национальной библиотеки РК

 

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?