Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Женщины-легенды Восточного Казахстана

2149
Женщины-легенды Восточного Казахстана - e-history.kz
В безлюдной и бездорожной степи росло одинокое дерево. Оно жило многие месяцы, долгие годы. С надеждой и радостью раскрывало оно свои листья навстречу каждой весне…

Каждый год цвело оно, и цветы опадали, и семена его ветер уносил в широкий мир. Много раз желтели, сохли и облетали его листья. Но вот однажды молния ударилa в одинокое дерево и расщепило его. Огонь опалил ветви, уничтожил листья и семена. Поверженное, обугленное и сухое, оно обратилось к высокому синему небу: «Чем я провинилось и перед кем? Разве я растило и сеяло зло и беду? Вот настала кончина моя, только ты было свидетелем и к тебе мое слово. Ты видело и расцвет мой, и гибель мою. Необъятное, отвечай! Пусть я умру, но останется ли жить потомство мое? Взошла ли юная поросль от семян моих, которые ежегодно уносил ветер? Хоть одно из них прорастет ли на дне оврага, потянется ли к небу молодою своею вершиной и, когда придет срок, отдаст ли земле плоды свои? В каком краю и в какие времена зашумят листвой сады мои, осеняя цветущие луга? Будет ли петь на ветвях от семени моего рожденных деревьев сладкогласный соловей, воспевая вечное цветение? В тени садов моих созреет ли новая пора счастливой жизни?».

Вчитываешься в строки этой старой народной притчи и невольно задумаешься о том, что осталось нам от далеких предков и помним ли мы об этом и желаем ли передать эту память своим потомкам.

В истории нашего народа, как, впрочем, любого другого, живущего на земле, есть особо дорогие, памятные места. Они свидетели рождения имен. Наверное, не ошибемся, если скажем, что не менее дорогим и святым местом для казахов является Шынгыстау, хотя бы потому, что именно на этой земле родились Абай, Шакарим и Мухтар Ауэзов. Несколько раньше в этом краю родились и жили известные в народе бии, ораторы и мудрецы, акыны-жырау Кенгирбай, Оскенбай, Кунанбай, сказитель-певец Нысан, чей рассказ о народных страданиях задел за сердце каждого, батыры Актанберды, Мамай, Токтамыс, отдавшие жизнь за свободу народа. Эти места помнят и те времена, которые провели здесь в разное время Чокан Валиханов, Федор Достоевский, Ахмет Байтурсынов, Султанмахмут Торайгыров, Амре Кашаубаев, Каныш Сатпаев – ученые, писатели, певцы.

Природа края не изменилась со времен Абая. Зимний Шынгыстау, как описывал его Абай: «В белой шубе, плечист, весь от снега седой, слеп и нем, с серебристой большой бородой …».

С наступлением лета скот гонят на луга. У вод Баканаса по-прежнему живут на жайлау нынешние потомки Абая. С приходом осени блекнут краски природы, цветы увядают, тучами заволакивает холодное пасмурное небо, туманом окутывается земля.

От Семея на запад тянется дорога. Это та самая дорога, по которой едет из города в родной аул юный Абай, нетерпеливо погоняя коня и торопя своих путников в эпопее «Путь Абая».

В прошлом по этой дороге проходил древний кочевой путь, по которому шли торговые караваны с востока на запад и обратно. Если следовать по этой дороге, можно доехать до поселка Аралтобе, правда, нынешнее его название Айгерим – на этом счастливом месте жила с мужем Айгерим, любимая жена Абая, здесь же покоится ее прах.

Дальше дорога ведет к хребтам Орды. В месте, где горы делятся на Большую и Малую Орду, дорога так же расходится в нескольких направлениях. Наиболее примечательны здесь склоны горы Аркат. Именно здесь родилась легенда о Козы-Корпеш и Баян-сулу.

Между Большой и Малой Ордами находится долина Шиликты. С трех сторон долину, протянувшуюся в длину на 80 км и в ширину на 30 км, окружают горные массивы: на юге и западе – Тарбагатай; на востоке – Сауыр, на севере – Манырак. Долина выгодно отличается своими благоприятными климатическими условиями: лето здесь прохладное, зима – теплая и бесснежная.

С этим местом связаны мучительные переживания Абая, потерявшего возлюбленную Тогжан. Это место, где Абай вновь нашел любовь – красавицу Айгерим, где снова возродилась его душа, были написаны новые стихотворения. (ист. С. Оразалинов. На земле Абая. «Өнер», Алматы, 1994).

Жандали

С этими местами связана легенда и о двадцатилетнем метком стрелке, девушке по имени Жандали. В китайских источниках ее называли Зандали.

В коротких затишьях между нашествиями джунгар Цинская империя не давала покоя жителям тюркского востока. Нападали на аулы, убивали людей, угоняли скот. В истории такие кровопролития называли «разгромом красноногих». Потому что маньчжуры обматывали ноги до колена куском красной материи, чтобы не опухали от долгой ходьбы. Одновременно это было их отличием.

Примерно в 1799-1800 годы войска Цинской империи через Шиликтинскую долину, что на юге Зайсанской впадины, по дороге «Кенсай жолы», тянувшейся до Тарбагатая, перешли горы Манрак. Их было 46 тысяч, и был дан приказ «не останавливаться, не достигнув озера Зайсан».

На их пути встает небольшой отряд под предводительством Жандали. Они сталкивают вниз заранее приготовленные камни, одновременно стреляя из лука. «Красноногие» терпят поражение. Эта весть доходит до Пекина. Император приказывает любой ценой взять в плен Жандали. В конце концов, им удается ее убить. Жандали похоронили у ущелья, названного в ее честь ущельем Жандали.

Во время состязания с Айбалой поэт Ногайбай вспоминает об этом: защищала родную землю от врага героическая дочь народа, характером острая, как кинжал; сумела разбить строй многочисленных «красноногих» стрелой. Народ не забудет свою дочь, нежную, как степной тюльпан, лебедя свободы – Жандали. След ее остался на родной земле.

Кызай

Представляя нашему читателю рассказ о легендарной женщине, имя которой также оставило след на казахской земле, надеемся и верим, что никого не оставит равнодушным, а значит, будет жить в памяти благодарных потомков имя и этой женщины.

Кызай (Кызайым, Кунбиби) – в некоторых источниках дочь уйсунского военачальника, в других – дочь бия Барласского рода.

Будущий деверь Кызай Кутым-батыр был уязвлен слабым характером брата Шагыра. Решил женить его сам и приезжает к полководцу уйсунов. Сватает Кызай. Свадьбу было решено сыграть через несколько лет.

Однажды, когда отец находился в походе, на аул нападает враг и угоняет весь табун. Привязанным остается лишь конь-четырехлетка Кызай. Она облачилась в мужскую одежду, вооружилась, села на коня и поскакала за врагом. Одна. В короткой схватке сбила четырех угонщиков с коней. Видя это, остальные разбегаются. Она возвращает табун. Такой подвиг она совершила еще девушкой.

Став замужней женщиной, она продолжает участвовать в общественных делах. Люди не перестают удивляться редкому сочетанию ее красоты и ума. Плененный красотой Кызай, младший брат мужа Шеру просит ее оставить мужа и выйти за него, она, естественно, и слышать об этом не хочет. Тогда Шеру убивает брата. Но и это не может заставить ее сдаться. Она прокляла Шеру: «Чтобы тебе, Шеру, не дожить до осени, но если даже доживешь до осени, не расти твоему племени!». С тех пор потомки Шеру не превышают ста дворов. А от четырех сыновей Кызай было до сорока тысяч шаныраков. Муж Кызай Шагыр был выходцем из рода Найман.

На земле Найманов есть гора, которая называется Кызай. Это, по всей вероятности, единственная гора казахов, носящая имя женщины. 

 

Дина ИГСАТОВА

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?