В Военно-историческом музее ВС РК состоялась церемония принятия чапана Кожаберген батыра – казахского батыра, одного из знаменосцев казахского войска XVIII века, дипломата, сторонника Абылай хана. Также, состоялась презентация книги «Кожаберген батыр» Бахыта Еженханулы, написанная согласно китайским источникам.
На церемонию передачи чапана собрались потомки батыра, общественные деятели, историки, члены Всемирной ассоциации казахов, представители СМИ, всем хотелось воочию увидеть его реликвию. Принял участие и наш портал.
Кожаберген Жанибекулы — батыр, ставший примером истинного героизма во время казахско-джунгарских войн. Он был в хороших отношениях с последним вождем джунгарских калмаков – Амурсаной, был полководцем, сыгравший решающую роль во время казахско-китайского конфликта. Вышеназванный джунгарский аристократ Амурсана уважительно относился к Кожаберген батыру и называл его не иначе как «отец». Об этом свидетельствует документ в книге «Кожаберген батыр» Бахыта Еженханулы. Имя Кожаберген батыра произносится в одном ряду с именами батыров того времени: Кабанбай, Богенбай, Ер Жанибек, Байтайлак. Его особо ценил сам Абылай-хан, он был его доверенным лицом. В книге «Кожаберген батыр» приведены полные сведения об этом.
Китайские источники о Кожабергене
«Мы не можем сказать, что место, выделенное для Кожаберген батыра в отечественной историографии, научные исследования, посвященные ему, находятся на должном уровне. Во-первых, недостаток документальных источников не дал в свое время возможность глубоко исследовать острые вопросы. Во-вторых, многие «исследователи», воспользовавшись непрозрачностью тех вопросов, мешали научному исследованию, занимаясь поисками происхождения Кожабергена в разных местах. В-третьих, люди, считающие себя «потомками Кожабергена», которые поминают батыра начиная с 1970-90-х годов, собирают его шежире, в большинстве своем проживают за рубежом, в частности в Монголии и Китае, но их голоса не дошли до Казахстана на достаточном уровне», - говорит автор книги «Кожаберген батыр» Бахыт Еженханулы.
По словам автора книги, сведения о жизни Кожаберген батыра сохранились в архивных документах на маньчжурском языке, сформированном в эпоху правления империи Цин. Более 70-и документов вошли в книгу. Даны также факсимиле копии документов. Также в этой книге даны сведения не только о Кожаберген батыре и о его стране, но даны и исследования о казахско-цинских, казахско-калмакских отношениях XVIII века. Поэтому, книга особа ценна для отечественных ученых и краеведов. Книгу «Кожаберген батыр» Бахыта Еженханулы презентовали известный тюрколог Каржаубай Сарткожаулы и прямой потомок Кожаберген батыра – Мерей Слямулы.
«В сознании потомков не меркнет жизнь батыра из Абак Керея из рода Шубарайгыр, чье имя вписано золотыми буквами в казахскую историю – Кожабергена Жанибекулы. Это и для меня, и для его потомков большая честь и гордость. Выражаю большую благодарность Бахыту Тенселулы, за то, что сохранил до наших дней ценную реликвию нашего предка, а также автору книги «Қожаберген батыр», моему близкому другу, с которым учился в свое время в Нанкине, доктору наук выходца из китайских казахов Бахыту Еженханулы!», - сказал в своей речи потомок батыра Мерей Слямулы.
Сохранивший шапан батыра Кожабергена – Бахыт Тенселулы
Шапан Кожабергена Жанибекулы был торжественно вручен Военно-историческому музею Вооруженных Сил РК. Ученый-археолог Зейнолла Самашев, потомки батыра Курмет Нурсултанулы, Бахыт Тенселулы достали из сундука чапан и продемонстрировали его зрителям.
Чапан сшит из дорогого шелка сине-серого цвета, со стойкой-воротником, внутренняя сторона чапана тонко оторочена верблюжьей шерстью. Украшен узорами в виде растений. В пару местах чапана имеются небольшие дырки. Никаких следов реставрации верхней одежды не было замечено.
Бахыт Тенселулы, дегеншар от четвертого поколения батыра (дегеншар – четвертое поколение от женщины):
- Этот сакральный чапан принадлежит нашему героическому предку батыру Кожабергену Жанибекулы. Моя бабушка Шамшия Кемиеккызы оставила чапан моим родителям. Она является четвертым поколением батыра. О том, что сохранился чапан моего предка, я узнал всего девять лет назад. До этого он хранился у нас дома, в деревянном сундуке. Нас не подпускали к этому сундуку. Мы с детства знали, что там хранится нечто очень дорогое.
Но никто, ни братья, ни сестры не знали, что там хранится. Я дома самый младший. Родители долго хранили этот секрет, наверно потому что он был так дорог и ценен. Даже в суровые 1938-е года этот чапан не был конфискован, уцелел. Потому что, наш дедушка Сиыршыбай, нагашы ата (дед по матери) Тотыкус как баи были арестованы. Бабушка Шамшия осталась вдовой с четырьмя малолетними детьми. Тогда бабушка выпросила у потомков великого батыра этот чапан, чтобы он оберегал ее детей.
После переезда в 1991 году из Монголии в Казахстан, мама перевезла и сохранила сундук с чапаном. Когда умер отец, мама достала чапан из сундука, прикрыла им лицо отца, затем проводила его в последний путь. После этого, положила чапан обратно в сундук. Только тогда мы увидели и узнали, что в сундуке хранится чапан и ничего кроме него. По поводу хранения чапана. Вы только что сами видели, что чапан хранился в деревянном сундуке. В нем был только чапан. Внутри сундука клали семена гвоздики, а сам чапан укладывали, обернув белой тканью. Гвоздику клали, чтобы моль не испортила ткань и шерсть.
Чапан был найден в феврале этого года сотрудником музея Бейсеном Ахметулы и потомком батыра, известным журналистом Амангельды Курметулы в Каркаралинском районе Карагандинской области. Поговорив с потомками, они выступили с инициативой вручения чапана музею. Интересно, что 10 лет назад общественным деятелем Мырзатаем Жолдасбековым в Каркаралинском районе был найден тулуп Казыбек бия, и привезен в сегодняшний Военно-исторический музей (в то время Президентский культурный центр). Наверно, это и есть историческая преемственность.
Кроме чапана, на руках у потомков батыра сохранились еще и походное знамя, кольчуга и дулыга (воинский шлем) Кожабергена Жанибекулы. Походное знамя батыра хранится у седьмого потомка батыра Муктажыулы Жумаша, который ныне проживает в Баян-Олгейском крае Монголии. А часть кольчуги батыра хранится в музее Китая.