Его увлечению казахской историей предшествовали исследования в области уйгуроведения. Таким образом, тюркский мир изначально хранил свое очарование для Юдина. Вениамин Петрович был страстным историком, труды которого имеют огромную ценность, но при этом он был весьма скромным человеком. Ученый мог осуществлять свои научные поиски, часто забывая о материальной стороне дела и довольствуясь малым заработком.
Вениамин Петрович родился 1 февраля 1928 года в Волгограде. Окончил Московский институт востоковедения имени Н. Нариманова. В 1955 году Юдин был приглашен на работу в КазПИ им. Абая и с тех пор до конца своей жизни работал в Алма-Ате (в АН Казахской ССР, КазГУ им. С.М. Кирова). Блестящий и глубокий знаток и исследователь персо- и тюркоязычных источников по истории Средневекового Казахстана и Средней Азии, В.П. Юдин внес бесценный вклад в историческую науку Казахстана. Особое место в его творчестве и в целом в казахстанской историографии занимает первый в Казахстане фундаментальный источниковедческий труд «Материалы по истории казахских ханств XV-XVIII вв.» (1969 г.). Вместе со своими коллегами – С.К. Ибрагимовым, Н.Н. Мингуловым, К.А. Пищулиной, – Юдин проделал громадную исследовательскую работу: осуществил сверку и общую редакцию всех переводов, сделав перевод извлечений из 10 источников, написал комментарии к ним, а также 17 статей по всем источникам, вошедшим в сборник. В этих статьях ученому удалось решить широкий круг вопросов историко-источниковедческого характера.
Очень важный сам по себе ввод в научный оборот новых источников – их интерпретацию В.П. Юдин сочетал с разработкой ряда сложных методологических, философских проблем исторической науки Казахстана.
Это подтверждают его работы о сущности и природе чингисизма, характере и роли орд, истории казахских жузов, этногенезе казахского народа и термине «казах», роли монгольского элемента в составе казахского народа, генеалогии казахских ханов. Введение в науку термина «степная устная историология» как особой квалификационной группы восточных письменных источников по истории Казахстана также заслуга Юдина.
Ценность трудов Юдина увеличивается на фоне того, что сами казахи, будучи преимущественно кочевым народом, не создали своей письменной истории. Наша история оказалась в сильной зависимости от идеологических позиций ученых-инородцев, тенденциозной направленности историографий других стран.
Но отсутствие письменных источников – хроник, рукописей, специальных исторических трудов частично компенсировалось коллективной памятью, богатым устным историческим знанием. Благодаря таким ученым, как Юдин, устный материал был систематизирован и объективно зафиксирован в письменном виде, что позволяет воссоздать подлинную картину прошедших событий.
Изданная уже после смерти ученого усилиями Ю.Г. Барановой (его супругой) и при существенной поддержке академиков М.К. Козыбаева и Р.Б. Сулейменова книга хивинского историка первой половины XVI в. Утемиша-хаджи «Чингиз-наме» как бы венчает творчество Вениамина Петровича.
«Чингиз-наме» – тюркоязычное произведение, написанное главным образом на основе устных преданий кочевников Дешт-и-Кипчака. В центре внимания сочинения находится история правления Чингисхана и его потомков от Батыя до Тохтамыша.
«Чингиз-наме» – произведение глубоко достоверное и многоплановое. Вдумчивый читатель найдет здесь сведения и по политической истории Золотой Орды, и весьма ценные, нередко уникальные данные по этнополитической, хозяйственной, социально-культурной жизни, быту, идеологии и языку кочевого общества Восточного Дешт-и-Кипчака, т.е. исконной земли казахов.
Особая ценность сочинения как оригинального исторического источника заключается в том, что оно помогает изучению наименее исследованного периода истории Казахстана XIV века.
«Чингиз-наме» дает разносторонние сведения по истории Казахстана XIV века. Научное исследование этого важнейшего исторического источника глубоко и с блеском сделал Юдин.
Хотя сочинение Утемиша-хаджи было известно еще до революции теперь Вениамин Петрович впервые в полном объеме осуществил перевод его на русский язык, транскрипцию, текстологические примечания, привел факсимиле (т.е. оригинал текста сочинения). Без преувеличения можно сказать, что «Чингиз-наме» Утемиша Хаджи – и уникальное событие в исторической науке Казахстана, и свидетельство возможностей по изданию научных произведений мирового класса.
Вениамин Петрович Юдин был замечательной личностью. Блестящий ученый-востоковед, историк, филолог, исследователь и педагог, он сумел сохранить свою свободу, независимость ученого-исследователя. В.П. Юдин был из той плеяды ученых, которые приехали в Казахстан не ради карьеры или материальных благ. Он жил ради науки, не считал степень обязательным атрибутом ученого, жил на скромную даже по тогдашним меркам зарплату научного сотрудника. Он имел учеников, к нему тянулась молодежь, жаждавшая подлинной науки и знаний. Его ученики Н. Масанов, М. Абусеитова, Т. Бейсемби – ученые, заслужившие мировое признание.
Отдавая дань уважения памяти В.П. Юдина, нужно также ценить огромный вклад в науку Казахстана С.К. Ибрагимова, Я.Д. Серовайского, М.М. Копыленко – истинных патриотов страны.
Казахстанцам исключительно повезло, что нашу историю исследовали, такие выдающиеся ученые, как академики В.В. Вельяминов-Зернов, В.В. Радлов, В.В. Бартольд, профессиональный и морально-нравственный облик которых и сегодня остается эталоном гуманности и добросовестности в науке. В условиях господства идей о кочевниках как об отсталых элементах человеческого общества они своими трудами доказывали, что казахи имели государственность, свою самобытную цивилизацию. Еще в 60-е годы XIX века Радлов отмечал исключительную целостность казахского языка, практически отсутствие в нем диалектов, поражался единообразием обычаев казахов, их привычек, быта, характера. И особенно он подчеркивал высокий уровень самоидентификации, то есть национального самосознания казахов.
При подготовке статьи были использованы материалы Беймбета Ирмуханова «Он исследовал нашу историю» (газета «Казахстанская правда» от 20 февраля 1998 года)