Независимый Казахстан должен был встать на путь кардинальных изменений, главным ориентиром которых стал приоритет верховенства Закона, а также защита интересов, прав и свобод граждан.
Главная задача Республики на сегодняшний день заключается в совершенствовании настоящей Конституции, для того чтобы положения основного закона страны защищали интересы демократического общества Казахстана в соответствии с требованиями современной эпохи и способствовали дальнейшему развитию демократических реформ, эффективных политических, социально-экономических и культурных процессов страны.
Конституция всегда должна отвечать реалиям нового дня. Поэтому когда возникает необходимость в каких-то изменениях и дополнениях, то на них следует быстро реагировать, рассматривать и реализовывать их в соответствии с требованиями времени. Благодаря такому ходу действий Конституция закрепляет не декларативные постулаты, но актуальные демократические достижения государства.
Вспоминая историю независимости страны, закономерно приходишь к выводу, что «Казахстану нужен был такой Основной закон, который бы шел «нога в ногу» с новыми реалиями и перспективами и сосредотачивал на своих страницах опыт предыдущих поколений и уверенность на лучшее будущее. Конституция независимого Казахстана должна была закрепить основные принципы, по которым народ собирался строить открытое и демократическое общество».
28 января 1993 года Верховный Совет Республики Казахстан принял первую Конституцию суверенного государства. Она имеет большое значение в деле обретения независимости нашей страны. Конституция регламентировала функционирование главных государственных органов, чей долг состоит в служении народу; они являются выразителями интересов граждан страны и обязаны защищать их законные права и свободы.
Но только практическое применение Конституции позволило обнаружить ее главные минусы. После вступления главного закона страны в работу явными стали ее недостатки, такие как, оторванность от действительной социально-экономической и политической ситуации. В ней не были обозначены цели и перспективы развития государственных, экономических и социальных процессов, отсутствовал план для преодоления потенциальных разногласий между различными государственными институтами, что в дальнейшем стало одной из причин увеличения масштаба противоречий между исполнительной и законодательной ветвями власти. В первой Конституции были выявлены промахи, которые, благодаря этому опыту, были устранены в последующих вариантах.
Роспуск Верховного Совета 12-го созыва активизировал процесс работы над новым проектом Конституции. Президент Казахстана Н. Назарбаев тщательно изучил около 20 конституций разных стран и юридическую литературу, связанную с этим вопросом, он задействовал в работе ученых, юристов. Они вошли в состав Экспертно-консультативного совета при Президенте по разработке проекта новой Конституции. Совет рассмотрел конституционные статьи других государств, включая страны постсоветского пространства, а также дальнего зарубежья. Это оказало положительный эффект на разработку новой Конституции. Ученые приняли во внимание ошибки, которые были допущены в предыдущем документе.
Одной из инициатив, предпринятых непосредственно Президентом, было прямое закрепление основополагающих принципов деятельности Республики в первой статье будущей Конституции. В ней определены главные приоритеты политической жизни Республики Казахстан. Они включают общественное согласие и политическую стабильность, экономическое развитие на благо всего народа, воспитание патриотических чувств, демократическое решение наиболее важных государственных вопросов, в том числе голосование на республиканском референдуме или в Парламенте. Декларативность некоторых новелл свидетельствует о том, что демократия в Казахстане находится на начальном этапе своего становления. Кроме того, Казахстан должен быть не только демократическим, светским, правовым, но и социально ориентированным государством. Такой путь строительства является наиболее оптимальным и подходящим для нашей страны.
Варианты проекта Конституции были предоставлены для всенародного обсуждения, их широко освещали представители СМИ. Граждане страны были вовлечены в процесс утверждения главного закона страны. В 33 тысячи общественных обсуждений Конституции внесли свой голос более трех миллионов человек. Было озвучено около 30 тысяч предложений и комментариев. В 55 статей проекта Конституции были внесены многочисленные поправки и дополнения.
Результатом, можно сказать, коллективного труда стала Конституция 30 августа 1995 года, которая является высшим актом волеизъявления граждан Республики Казахстан, подавляющее большинство из которых сказало «да» новому Закону страны