И нынешние наследники древней Казахской степи – казахи вместе с представителями более ста этносов, признавших по воле судьбы древнюю страну кочевников своей второй Родиной, презентуют сегодня новый Казахстан [1].
За время независимости Казахстан, пройдя сложный путь формирования эффективных государственных институтов, социально ориентированной рыночной экономики, а также уникальной модели межэтнического и межконфессионального согласия, через демократическое обновление и посредством формирования гражданского общества стал примером для многих стран на постсоветском пространстве.
Распад некогда могущественной советской империи привел к появлению на ее руинах новых независимых государств. В то нелегкое время перед народом Казахстана, а в первую очеред его титульной нации, стояла задача построить новое государство. Во главе такого сложного дела, в начале большой работы, когда от их исполнения зависела судьба целой страны, стоял, конечно же, Первый Президент РК – Лидер нации Нурсултан Назарбаев.
Современный Казахстан – это успешная, стабильно развивающаяся страна, занимающая свое достойное место в среде мировых процессов. Стабильная внутренняя политическая обстановка, межнациональное и межрелигиозное взаимопонимание, мудрая и предварительно продуманная государственная структура – все это, безусловно, результаты уверенной последовательной политики Н.А. Назарбаева, ставшего общим лидером для всего населения Республики Казахстан.
Возможно после Назарбаева новый президент Казахстана станет критиковать все то, что было сделано в первое десятилетие независимости. Найдутся, быть может, и те, кто станет опровергать все достижения республики, ссылаясь на то, что действительное не совсем соответстует запланированному. Однако, главная заслуга Назарбаева в том, что он вошел в историю как основатель Казахстана в качестве современного государства. Никто не посмеет оспорить тот факт, что нынешний глава республики объединил бывшие репрессированные народы советской республики в единый народ Казахстана, благодаря его поддержке и доверию превратил бывшую сырьевым придатком советской державы Казахскую ССР в социально ориентированную республику [2, 6].
Как известно, построение независимого государства и деятельность Президента – тождественные понятия. В нашем деле государственного строительства, безусловно, сделано немало. В их числе: много событий, поднимающих национальную гордость и обогащающих наше духовное сознание. Об этом в определенной степени не раз говорилось и писалось. Несомненно, за всю историю своей государственности казахи перенесли тяжкие испытания судьбы, познали радость и горе, пережили счастье и скорбь. В борьбе за политическую независимость страны много было пролито крови, загублено душ, сломано судеб. Однако, все вытерпел наш многострадальный народ, и благодаря стойкости и терпеливому нраву наших предков нынешнее поколение казахстанцев обрели счастье быть независимой страной. Небывалые за десятки, сотни лет большие перемены, явления осуществились всего за несколько лет и стали достоянием нации.
За короткое время республика вышла из кризиса, широко распространившегося после падения советской империи. Появилась своя национальная валюта, сформировались новые экономические отношения. Наладилось производство путем введения новых технологий, и как следствие выросли лучшие рабочие кадры. Улучшилось социальное самочувствие населения. Казахстанцы построили свою новую Астану, красотою своей способную удивить кого угодно. Вместе с тем, сегодня принимаются посильные меры по укреплению объектов высших учебных заведений, их материально-технической базы. Создается новая система здравоохранения. Больницы оснащены самым передовым медицинским оборудованием в мире. Развивается искусство. Сегодня казахский народ узнали во всем мире. С нами стали советоваться. К нам начали прислушиваться. Укрепилась наша государственность. Крепнет международный статус государства, растет доверие к республике и ее международный авторитет.
Все достижения и блага Казахстана, добытые в период становления современной государственности, укрепление и благоустройство независимой республики непосредственно связаны с именем, деятельностью и руководством Первого Президента Республики Казахстан – Лидера нации Н.А. Назарбаева [3, 43-44].
«Государственная независимость, полученная республикой в результате распада Советской империи, была историческим «подарком» казахскому народу, и вряд ли он когда-нибудь еще получит ее снова, если он – народ и его руководители не сумеют распорядиться ею и растеряют ее», - размышлял в своих трудах академик С.Зиманов [1, 41].
В данном контексте показательна характеристика, которую дал Президенту Казахстана один из ведущих мировых политиков, отец сингапурских реформ Ли Куан Ю: «Президент Назарбаев – крупная фигура среди глав различных республик. Лидер Казахстана – в меру жесткий, практичный, быстрый и решительный человек, обаятельный, талантливый и настойчивый, который признан лидером и другими республиками бывшего Союза. Если Назарбаев будет у руля республики, у Казахстана будет значительно больше шансов на успех» [4, 7]. А известный на Западе исследователь Марта Брил Олкотт писала: «Трудно отделить процесс государственного строительства в Казахстане от личности его первого Президента» [5, 162].
«Феномену лидерства Н.А. Назарбаева, как одному из ключевых элементов политической и государственной системы, в последние годы посвящено большое количество научных трудов. Основной причиной уникального феномена лидерства Н.А. Назарбаева, по мнению большинства исследователей, является соединение в одном лице Главы государства и национального лидера...
В глазах мирового сообщества, как и всех казахстанцев, достижения «нового азиатского барса» связаны с именем Первого Президента Н.А. Назарбаева. Ярким свидетельством этому являются письма Президенту от рядовых граждан не только Казахстана, но и стран ближнего и дальнего зарубежья», - пишет в своей статье о Лидере нации историк Г.Б. Карагизова [6, 134].
По ее словам, лидер Казахстана «является одним из немногих президентов на пространстве СНГ, кому удалось избежать провалов и опасностей, которых не избежали другие». Например, знаменитый российский историк Рой Медведев называет Казахстан «Островом стабильности и прогресса в Центральной Азии», разделяя это мнение с ведущими политиками и экспертами современного мира. Под непосредственным руководством Нурсултана Назарбаева Республика Казахстан заняла свое достойное место среди мирового сообщества, модернизировала социально-экономическую и политическую систему общества, выстроила свой эффективный государственный аппарат, создала благоприятный инвестиционный климат в стране [6, 136].
«Лидер, приспосабливающийся в период потрясений к опыту народа, может приобрести временную популярность ценой осуждения в будущем. Если же лидер значительно опережает свое общество, то становится непонимаемым. Лидер должен быть педагогом, заполняющим пропасть между своими предвидениями и обыденностью. Но он должен также быть готов двигаться в одиночку, чтобы общество затем последовало по избранному пути», - писал в свое время видный государственный и общественный деятель Генри Киссинджер [1, 42].
Однако, Нурсултан Назарбаев со свойственными лидеру качествами не ограничивается лишь знанием намеченного пути, он, вместе с тем, воодушевляет других следовать по нему. Президент Казахстана своим поведением и поступками влечет людей покорять преграды, достигать поставленные цели и осуществлять заветные мечты, дает силы для развития, получения больших знаний, созидания. Н.Назарбаев не только основатель независимого государства, он – исторический реформатор с широким видением, выдающаяся личность, сумевшая своими идеями повлечь за собой миллионы людей.
В истории человечества, как и отдельных народов, решающую роль играют великие личности. История какой-либо страны пишется благотворными поступками ее выдающихся мужей. Великие личности – это уникальные люди, которые благодаря своей активной политической, духовной и общественной деятельности полностью удовлетворяют нужды того общества, влияют на его развитие, и чей труд, кроме того, приносит пользу мировой общественности [7, 157]. Первый Президент РК Н.А. Назарбаев – точно такая же яркая личность. Главу государства, по сути, на полной основе можно назвать лидером мирового масштаба. Он не только заботиться о благополучии собственного народа, его инициативы направлены также на обеспечение современной и будущей безопасности окружающего мира.
Мудрая политика Главы государства является продолжением народной мудрости. Лидерство Президента берет силу из исторической энергии кочевой цивилизации. Так, в древности, согласно древнетюркскому мировоззрению, для того, чтобы править государством, необходимо не только иметь богатырскую силу, но прежде всего – наследие «золотого рода» («алтын уруг»). В понимании древних тюрков «Алтын уруг» - это высшая благодать, ниспосланная небом. Лишь харизматичная личность, выбранная богом Тенгри, достойна построить государство, считали тюрки. Затем, с созданием Казахского ханства наши мудрые правители и храбрые батыры, охраняя покой родного народа и для недопущения захвата врагами государства, укрепляли границы ханства, усиливали основы независимости. «Если страна останется без правителя, то она будет переживать несчастья, а ее народ благодаря вероломству врагов распадется и исчезнет», - писал ученый-историк Мирза Мухаммед Хайдар, который расценивал государственную власть как первое условие устойчивого развития народа [8, 174]. Когда над страной нависала угроза, правители объединяли народ, своей мудростью, отвагой, рассудительностью решали думы народа, упорно отстаивали его интересы. Таким из выдающихся лидеров казахского народа был хан Абылай. Он правильно понимал чаяния родного народа, использовал весь свой потенциал для укрепления подвластного государства, усилил Казахское ханство, повысил его авторитет. И если Абылай объединил все три казахские жузы, проводя свою политику между Россией и Китаем, так и нынешний глава Казахстана Нурсултан Назарбаев впервые на международном уровне закрепил границы государства с Россией и Китаем [9, 18].
Часто, говоря о феномене Н.А. Назарбаева, его сравнивают со стоявшими у истоков американской государственности Дж. Вашингтоном и Рузвельтом, автором «Сингапурского чуда» Ли Куан Ю, «отцом тюрков» Мустафой Кемалем, основателем Пятой Республики во Франции легендарным Шарлем де Голлем и другими знаменитыми историческими деятелями. Все они – великие реформаторы своего века, сумевшие вывести свою страну на мировую арену, используя классические пути экономического и политического процветания. Однако, как и всякое сравнение является относительным, так и путь развития Казахстана невозможно сравнить с другими государствами. В этом контексте Президент, который много раз изучал политический опыт знаменитых людей, в своих выступлениях, статьях, публикациях не единожды отмечал, что не бывает готовых рецептов развития для отдельно взятой страны. Поэтому он создал собственную формулу вывода страны из финансового кризиса.
Если посудить, то Республика Казахстан долгие годы была колонией царский России. Затем, превратилась в сырьевой придаток уже Советской империи. Наконец, в первые годы независимости стала национальным государством, где государствообразующая нация составляла меньшинство. Президент Н.Назарбаев создал на руинах прежней советской республики практически новое государство, в тяжелый для Казахстана час направил все свои силы для вынесения смелых решений, формирования рыночной экономики, повышения международного имиджа страны.
В декабре 1991 года Республика Казахстан лицом к лицу столкнулась с судьбоносным событием: от решения Н.Назарбаева зависела не только его личная карьера, но и дальнейшая судьба целого государства. Буквально за 20 дней, когда внешний мир задолго вперед знал о считанных днях существования Советского Союза, советский народ последним осознал свое трудное положение. Советский человек вмиг превратился в гражданина независимой страны. Поэтому, в то время, когда население союза только-только начинало приходить в сознание от происходящих перемен, большинство людей с сомнением отнеслось к проблеме жизнеспособности нового государства [10, 15]. Казалось, что страна со своим многоэтническим населением, трудным экономическим положением и поиском новой идентичности просуществует максимум 10 лет. И, действительно, в то время трудно было предугадать, сможет ли Казахстан приспособиться к новым реалиям или нет. Однако, в процессе государственного строительства Первый Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, который стоял во главе такого сложного и трудного, важного и ответственного, исторического и судьбоносного дела как возрождение независимой государственности, ставшей возможной в последнее десятилетие ХХ века, заложил теоретические основы этого дела, научно обосновал пути и особености, предпосылок и основных этапов становления государства.
Во-первых, если многовековой мечтой казахского народа, стремившегося создать национальное государство, было построение нового государства, то, во-вторых, обретение в 1991 году независимости стало возрождением древней государственности. В-третьих, Казахстан с одной политической системы в другую перешел не революционным, а эволюционным путем. В-четвертых, в ходе формирования нового государства в соответствии с новыми условиями полностью себя оправдала тактика рационального использования старой государственной машины. И, в-пятых, что самое главное, свидетельствует о том, что судьба нового национального государства находится в руках государствообразующего казахского этноса, равно как и судьба казахского народа непосредственно связана со стабильностью самого государства.
Таким образом, сама жизнь показывает правильность убеждений Главы государства, поскольку сегодняшние успехи казахов, казахстанцев на пути формирования нового государства – это, прежде всего, заслуга Н.Назарбаева. Поэтому будущие исследователи истории независимого Казахстана должны учесть столь важный фактор.
К.М. Саманбеков,
научный сотрудник научно-информационного отдела
Института истории государства
Литература:
- А. Кашкимбаев. Главный принцип лидера: в основе всех реформ – думы и чаяния народа // Мирас. - № 1 (37). – 2016.
- Казахстан: от суверенитета к мировой конкурентоспособности / Сергей Харченко. – М.: Зебра Е, 2010. – 592 с.
- Елбасы және Қазақ мемлекеттігі / Қ. Сұлтанов. – Алматы: «Баспагерлер, полиграфистер және кітап таратушылар Ассоциациясы», 2015. – 488 б. + 12 б. жапсырма.
- Таир Мансуров. Евразийский проект Нурсултана Назарбаева, воплощенный в жизнь. – М.: Реал-Пресс, 2011. – 320 с. + вкл.
- Молдабекова Ж.Н. Инициативы Первого Президента Республики Казахстан Лидера нации в формировании интеллектуальной нации / «Қазақстан Республикасының 25 жылдығы: табысты мемлекет, табысты ел» халықаралық ғылыми-практикалық конференция материалдары (2 маусым 2016 жыл) / Б.Ғ. Аяғанның редакциясымен. – Астана: Мемлекет тарихы институты, 2016. – 312 б.
- Карагизова Г.Б. Архитектор казахстанского успеха / «Қазақстан Республикасының 25 жылдығы: табысты мемлекет, табысты ел» халықаралық ғылыми-практикалық конференция материалдары (2 маусым 2016 жыл) / Б.Ғ. Аяғанның редакциясымен. – Астана: Мемлекет тарихы институты, 2016. – 312 б.
- Құлабекова Г.Қ. Қазақстан Республикасы Президентінің тұлғасы жастарды патриотизмге тәрбиелеудің үлгісі / «Қазақстан Республикасының 25 жылдығы: табысты мемлекет, табысты ел» халықаралық ғылыми-практикалық конференция материалдары (2 маусым 2016 жыл) / Б.Ғ. Аяғанның редакциясымен. – Астана: Мемлекет тарихы институты, 2016. – 312 б.
- Мәңгілік Ел: – Оқулық / М.Б. Касымбеков, С.Ж. Пралиев, К.К. Жампеисова және т.б. Абай атындағы ҚазҰПУ – Алматы: «Ұлағат» баспасы, 2015. – 336 б.
- Ғ. Есім. Саяси мектеп салтанаты / Егемен Қазақстан тарихы: Тәуелсіздікке 20 жыл: Тарихи-құжаттық зерттеу / Құраст.: Б.Ғ. Аяған, Х.М. Әбжанов, Г.Р. Нұрымбетова / Б.Ғ. Аяғанның ред. – Алматы: Раритет, 2011. – 400 б.
- Джонатан Айткен. Нұрсұлтан Назарбаев және Қазақстанның қарышты қадамы. 2010. Қаз. 370 б.