Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Бокенбай батыр спас Тевкелева от смерти

2196
Бокенбай батыр спас Тевкелева от смерти - e-history.kz
Присоединение Казахстана к России проходило в несколько долгих и изнурительных этапов

Многие казахские батыры, узнав об инициативе Абулхаира-хана, были весьма недовольны ею. Под угрозой оказалась жизнь не только российского посла, принявшего мусульманство, А. И. Тевкелева, но и самого, Абулхаира, влиятельного предводителя, который командовал всеми казахскими силами в Анракайской битве.

Было несколько причин для принятия такого серьезного решения, как вхождение в российское подданство. Самой главной называют джунгарские притеснения, которые, несмотря на отпор в 1718 году, продолжались и усиливались. Угрозы были и со стороны башкирских правителей – даже когда Джунгарское ханство было занято противостоянием Цинской империи, башкирские силы давили на казахское население.

Абулхаир-хан надеялся вхождением в состав Российской империи наладить отношения с башкирами, которые имели российское подданство. Башкирская сторона тоже была заинтересована в присоединении Казахского ханства к России, поэтому российское посольство сопровождали башкирские представители Таймас Шаимов и Алдар Исекеев.

Не менее важным фактором были личные амбиции Абулхаир-хана, который стремился укрепить свою власть. Несмотря на его значительные военные достижения, на ханское место претендовали брат Болат-хана, Шахмухамед (Самеке), и сын Болат-хана, Абулмамбет. Историки предполагают, что выбор не абсолютного большинства пал именно на Абулмамбета, что, разумеется, не устраивало хана Младшего жуза.

Но, существуют факты, опровергающие такую расстановку политических сил в Казахском ханстве. И. Ерофеева приводит доводы о том, что сын Тауке Болат погиб примерно в 1724 году и никогда не являлся старшим ханом. В 1730 им был как раз Абулхаир. Абулмамбет же был провозглашен ханом Среднего жуза намного позже того времени.

Тем не менее, Абулхаир-хану необходима была поддержка Российской империи. В 1730 году его послы Сеиткул Койдагулов и Кутлумбет Коштаев передали официальное послание, в котором говорилось:

«мы… желаем Вашего покровительства и ожидаем Вашей помощи, чтобы с подданным Вам башкирским народом, находящимся за Уралом, жить в согласии».

Казахские послы передали также и устное послание хана Абулхаира со следующим содержанием:

А их, касацких ханов, интерес, чтобы в подданстве быть в свете славного Российского империя и многих земель обладательницы Е. и. в. им, касацким ханам, обид и разорения никакова не будет, и от нападения от других народов могут охранены быть протекцию Е. и. в. И оные ханы как кочевые, так и горадовые, дали сию комиссию ему, Абалхаир-хану.

Это  был намеренная ложь со стороны Абулхаир-хана, так как на его стороне находилось всего несколько батыров из малочисленных родов.

19 февраля 1731 года Анной Иоанновной была подписана грамота о добровольном принятии казахов в подданство. Для приведения к присяге новых подданных 30 апреля к Абулхаиру было направлено посольство под началом А. И. Тевкелева. Как уже говорилось, он принял ислам, знал много восточных языков и в России был крупным специалистом по взаимоотношениям с азиатскими народами.

По прибытии Тевкелева в ханскую ставку его ждала неожиданная и весьма неприятная новость. Абулхаир хан открыл ему, что

он, хан, просил себе протекции всероссийской без согласия других ханов и султанов, и киргизских старшин, один, и то, что без согласия оных просил, имеет сумнение, но как бы то ево намерение совершенное желание привести.

В этом случае жизнь Тевкелева подвергалась действительной опасности.

Большая роль в успешном окончании миссии и сохранении жизни российского посла и Абулхаир-хана принадлежала знатным казахским батырам, имевшим большое влияние и поддержку крупных родов. Это были Бокенбай из рода табын, его брат Кудайназар-мырза, Есет из рода тама и Джанибек из рода шакшак. Они отбили несколько покушений на жизнь Тевкелева, а также предотвратили заговоры, направленные против этого плана.

Один из переломных моментов произошел 10 октября на курултае, который скорее представлял собой суд над ханом Абухаиром и Тевкелевым. Старейшины сразу же гневно набросились на посланника с вопросами о том, с какими целями тот прибыл. Тевкелев рассказал им о своей миссии. Это стало основой для обвинения Абулхаир-хана, нарушившего степные законы.

Неожиданно для всех Абулхаир-хан не стал оправдываться и прямо заявил, что просил подданства исключительно в свои интересах, так как он предпочитает погибнуть, чем пребывать в положении формального монарха, чей статус подобен положению домашней скотины, жизнь которой всецело находится в руках ее хозяина.

После этого возмущенные бии вынесли смертный приговор и Тевкелеву, который, по их мнению, выполнял роль не посланника, а разведчика, направленного с целью «смотреть киргис-кайсацкого войска, и высмотреть» для последующей войны России протии казахов.

Тевкелев достойно держал себя, заявив, что его страна не нуждается в подобных подданных, в то время как казахи, напротив, кровно заинтересованы в ее покровительстве. В конце своего выступления он предложил старейшинам, в случае окончательного отказа от принятия российского подданства, немедленно отпустить его на родину.

Конечно, эти слова не могли как-то повлиять на биев, уже твердо определившихся в своем решении. Но неожиданно ход переговоров изменил Батыр Бокенбай. Он заявил, что от имени своего рода желает принести присягу на верность Российской империи, и предложил Абулхаиру пройти эту церемонию первым. Хан незамедлительно принес клятву на Коране, после него присягу принял Бокенбай, Есет, Кудайназар и еще 27 старейшин, которых батырам удалось привлечь на свою сторону. Таким образом, суд был сорван. Ссора с влиятельными батырами, за спинами которых стояли все  роды жетыру, была чревата опасными последствиями, поэтому выступление Бокенбая не переросло в побоище.

 

Использовались материалы книги Эпоха последних батыров/Радик Темиргалиев – Алматы, 2009. – 290 с.

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?