Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

БЫЛА ЛИ У КИТАЙСКИХ КАЗАХОВ СВЯЗЬ С ЯПОНИЕЙ?

2309
БЫЛА ЛИ У КИТАЙСКИХ КАЗАХОВ СВЯЗЬ С ЯПОНИЕЙ? - e-history.kz
Связь казахов с Японией велась двумя путями: первые – напрямую встречались с японскими разведчиками; вторые – имели связи с теми, кто был связан с Японией

В книге под названием «Китайцы, получившие образование в Японии» (中国人留学日本史) собрана история китайцев, которые учились в Японии. Хотя, современные власти Китая открыто и не признают то, что Япония была движущей силой в смене политической культуры и политики Китая, я считаю, что казахстанские китаеведы должны об этом говорить.  Японцы имеют прямое отношение к свержению Циньской империи и приходу к власти демократической китайской элиты. Из-за японско-китайской неприязни коммунистическое правительство Китая (共产党) отмалчивается по поводу исторического политического взаимодействия между двумя странами.  Китайцы, получившие образование в Японии, оказали большое влияние на Циньскую империю.

После японо-китайской войны (1894-1895 гг.) на северо-востоке и на восточных прибрежных районах Япония создала свободную торговую зону, тем самым заблокировала внутренний экономический рынок Китая. К тому же она стала направлять своих разведчиков в Монголию, Тибет и Восточный Туркестан, которые имели межнациональные, межрелигиозные разногласия с центральным Тибетом и Кашгаром и были под влиянием Англии. Английские лазутчики свободно передвигались по Таримской впадине, они задокументировали огромное количество данных о древних цивилизациях.

Казахи, окончившие японскую военную школу, кто они?

Связь казахов с Японией велась двумя путями: первые – напрямую встречались с японскими разведчиками; вторые – имели связи с теми, кто был связан с Японией. Есть исторические сведения о том, что японские лазутчики через Хобду перешли на Алтай и оттуда направились в Чигучак. Документами, свидетельствующими об их пребывании в Хобде, пока не располагаю. В основном японские лазутчики представлялись торговцами, и простые казахи не могли отличить - китаец перед ним или японец. Если вы думаете, что к политическим событиям, происходившим в Синьцзяне Япония не имеет никакого отношения, то только взгляните на эти факты: военные офицеры, устроившие переворот против Циньской империи в Кульдже в 1912 году и намеревавшиеся создать демократическую свободную власть, получили образование в Японии. Основанная ими газета 白话日报 (1912) (на казахском это газета называется «Іле уәлаяты», в первый раз она была выпущена в 1912 году, в моем личном архиве сохранились четыре страницы этой газеты) финансировалась Японией.

В газете использовано очень много новых терминов на японском языке, вместе с тем, вместо классических китайских иероглифов, газета ввела в оборот удобные, короткие иероглифы. Его называют 白话. Торгауыт Палта, который хотел в 1918 году присоединить Алтай и Хобду к Монголии, тоже обучался в Японии. Команда Шын Дубан (盛世才), свергнувшая в 1933 году власть Жин Шурін (金树仁), тоже обучалась в Японии. Казахи, обучавшиеся военной науке в период с 1922 по 1937 годы в Дихуа (Урумчи), Нанкине, изучали ее по военной методике Японии. Япония имела огромное влияние в становлении китайской военно-политической школы. Правительство Гоминдана (国民党) ежегодно по государственному гранту направляло сотни китайских студентов на обучение в Японию. В Японии они овладели не только политической грамотой (政治学) и современными знаниями, но и переняли в китайский язык тысячи японских иероглифов (日本术语), касающиеся культуры, литературы, экономики и ввели их научный оборот.

В Нанкине была открыта современная военная школа, филиалы которой были открыты во многих китайских городах. Один из таких филиалов находился в Диxуа (Урумчи). Многие казахи, окончившие в 1922 году знаменитую Монголо-казахскую школу (Мың-Ха шуетаң – 蒙哈学堂) были приняты в эту военную школу. По окончании этой школы несколько отличников были направлены в Нанкин. Немногие из нас знают об офицерах-казахах, которые должны были пройти обучение в Японии и Англию, но вспыхнувшая в 1937 году война между Китаем и Японией лишила их этой возможности. В 1937-1944 годы в Китае шла масштабная «чистка японцев». Во время чистки, многие из тех, которые обучались в Японии, симпатизировали ей, писали пропагандистские статьи в газетах и журналах в пользу Японии, были уничтожены как «японские шпионы». Начиная с 1937 года Шың Дубан (盛世才) арестовал и посадил в тюрьмы всех тех, с кем учился в Японии. Мы знаем, что в 1938-1939 годы несколько тысяч казахов в Урумчи были арестованы, операция называлась «Курултай трех наций» (казах-монгол-киргиз).

Райымжан Марсек – первый «японский шпион»

С кем встречались, о чем беседовали прибывшие через Хобда на Алтай в период с 1916 по 1918 годы японские лазутчики нам не известно, не владеем какими-либо точными сведениями. Но, когда в 1939-1941 годы в тюрьме Урумчи допрашивали Баймолда Кареке и Шарипхана Когедая на вопрос: «Какие связи установили с японцами?» они указали имена пятнадцати японских шпионов, прибывших через Хобду на Алтай в 1916-1918 годы. 

В 1918 году японские лазутчики, прибывшие в Чугучак, сделали предложение богатым татарским торговцам и белогвардейцам: «Если вы тысячами примите гражданство Японии, то мы создадим в Урумчи Консульство Японии, которое будет защищать ваши права». А также обещали помочь в создании Чугучаке и Кульдже политического блока против советского красного правительства, оказать финансовую помощь казахам вместе с белыми войсками дать удар по Красной армии. Имел ли Райымжан Марсеков связь с японцами – это еще неизвестно, Райымжан в тот период скрывался в ауле бия Кызыр торе, занимался обучением детей. Но Райымжан Марсеков был одним из первых задержанных, как «японский шпион». Во время допроса Баймолда и Шарипхан рассказали, что связывались с японскими шпионами через Хобду, что иногда показывали дорогу в аул Кызыл торе к Райымжану Марсекову и в Чугучак.  Следователи насильно заставили подписать их эти документы.

Кто предатель: Сунь Ятсен или Юань Шикай?  

В целях создания документального фильма к 150-летию вождя Сунь Ятсена (孙中山) (он ровесник вождя Алаша А.Бокейхана) китайские историки отправились в Японию. Интересно то, что группа историков, отправившихся на поиски исторических сведений для документального фильма, наткнулась на документ, подписанный самим вождем Сунь Ятсеном, где черным по белому было написано, что «Три северо-восточные провинции (Манчжурия) Китая передаются Японии». Таким образом, они этот вопрос оставляют без ответа. В связи с этим, внук Юань Шикая (袁世凯) написал критическую статью «Так кто же предатель? Сунь Ятсен или Юань Шикай?».

Зачем Сунь Ятсен отдал Манчжурию Японии? Какую материальную и моральную помощь оказывала Япония Сунь Ятсену в свержении Цинской династий? Неужели Сунь Ятсен свергнул Цинское правительство с помощью Японии, и в качестве долга отдал Манчжурию японцам, или же есть другие причины? Почему на президентских выборах 1912 года в Пекине казахским депутатам (Закария торе и Баймолда Кареке) Юань Шикай (袁世凯) запретил голосовать за Сунь Ятсена, и насильно заставил проголосовать за себя? Почему Сунь Ятсен пригласил на личный прием группу казахской молодежи из Алтая, Богда и Тарбагатая? И почему он был заинтересован отправить их на учебу в Нанкинскую военную школу? (есть пофамильный список казахов, побывавших на приеме у Сунь Ятсена, но об этом более подробно расскажем позже). Таких вопросов очень много. Я хочу, чтобы благодаря поиску ответов на эти вопросы увеличивалось количество научных исследований о казахах Китая.

 

Елдес ОРДА

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?