Первоначально крепость была заложена кокандским ханом Омаром в 1820 году в качестве северо-западного форпоста его владений. Постепенно кокандцы стали притеснять казахов, проживающих близ Сырдарьи, увеличились налоги и другие поборы с населения. Коренные жители были вынуждены просить защиты у соседней России. В 1853 году оренбургский генерал-губернатор В.А. Перовский со своим войском вторгся в город и выгнал оттуда всех кокандцев, которые защищали крепость во главе с Якуб-беком. Место переименовали в форт Перовский.
Форт Перовский стал центром Сырдарьинского уезда. В декабре 1867 года кокандские войска вновь окружили крепость, но гарнизон М.В. Огарева успешно выдержал осаду.
Территория крепости стала процветать: открылись школы, начал работать кирпичный завод, ветряные мельницы, торговые лавки, мастерские. Вскоре здесь возвели здание вокзала и депо.
В 1917 года произошла рокировка в расстановке политических сил на территории бывшей Российской империи – Временное правительство сменилось Советом рабочих, солдат и крестьянских депутатов.
Не все положительно отнеслись к этим изменениям. А. Байтурсынов объяснял это тем, что первая революция освободила казахов от царского гнета и дала надежду управлять самостоятельно. Вторая революция была непонятной, так как у казахов не было капитализма и классовой дифференциации. Октябрьская революция была ужасна своими внешними проявлениями. На окраинах движение большевиков сопровождалось насилием и, грабежом, часто представляя собой не революцию, а анархию.
В конце октября 1917 г. в Петрограде началось восстание против Временного правительства. Восставшие смогли захватить несколько главных пунктов столицы. Спустя несколько дней новая власть через Военно-революционный комитет объявила о том, что Временное правительство прекратило свои полномочия. Таким образом, 30 октября 1917 года, ровно сто лет назад, в Перовске была установлена власть Советов.
Установление Советской власти в Центральной Азии, в таких крупных городах как Ташкент, Омск, Оренбург, Астрахань сыграло значимую роль в переходе всей власти в руки Советов на территории Казахстана.
Никакого торжественного шествия по этому поводу не было. Царила тишина после бури. Но борьба Советов за установление своей власти растянулась до весны 1918 г. Это было связано с нарастающими проблемами в социально-экономических и культурных сферах, увеличившейся дистанцией и охлаждением отношений между разными нациями.
Советскую власть в казахских степях не принимали с распростертыми объятьями – отношения местного населения с политической элитой были напряженными и болезненными.
Тем не менее, искренне верили и поддерживали советскую идеологию некоторые представители казахской интеллигенции и активные общественные деятели – А.Джангильдин, С.Сейфуллин, С.Мендешев, П.Виноградов, Т.Бокин, А.Емелев, Розыбакиев, Масанчи и другие.
В 1922-1925 годах город существовал со своим изначальным названием – Акмечеть (белая мечеть), а последующие четыре года он был столицей КазАССР с названием Кзыл-орда (красная столица). В городе начинает быстро развиваться культурная жизнь. На сцене городского театра ставили пьесу М. Ауезова «Енлик-Кебек».
В 1930-1940-е годы количество местных жителей стремительно возросло за счет осужденных по политическим преступлениям, депортированных поляков из Западной Украины и Белоруссии, немцев, корейцев из Приморья, народов Крыма и Северного Кавказа.
В советский период набирала обороты нефтедобыча и шла разработка газовых месторождений. В сельском хозяйстве акцент делали на развитии рисовых и бахчевых полей.
С обретением независимости в Кызылорде развивается горнодобывающая промышленность, активно идет добыча нефти и газа. Растет производство продуктов питания, химическая промышленность и изготовление предметов из резины и пластмассы составляет важную часть экономического потенциала города.
В Кызылорде большое внимание уделяется культурной жизни. В городе и близлежащих селах функционирует 12 Домов культуры и клубов, 21 библиотека и городской парк культуры и отдыха.