чтобы при необходимости использовать в интересах русских.
С упразднением ханской власти распалось и казахское традиционное управление, которое существовало веками, стерлась роль биев и аксакалов, власть стремились дать лояльным правителям, предателям, которые внимали бы власти. До принятия Указа царскими лазутчиками был составлен список зажиточных, влиятельных, пользующихся авторитетом в народе людей, но при этом лояльных царской власти - рассматривался вариант их участия в колонизации.
Мудрый Абай в своих «Словах назиданиях» говорил: «В стародавние времена были люди, которые звались «ел басы», «топ басы». Они решали споры, управляли жизнью общества. Простой народ, худо-бедно, занимался своими делами. Не принято было оспаривать решения «ел басы» и «топ басы» или бегать от одного к другому...» (39-ое слово). Об общественном строе кочевников писал и русский исследователь П.И. Рычков: «Каждый род почитает своих аксакалов и состоятельных людей. Приступают к какому-либо делу, если он одобрен «ру басы» (родоначальником)...» (П.И. Рычков «История оренбургская»., Оренбург., 1887., стр.72).
Уважаемый алашовец Алихан Бокейхан писал: «Раньше казахи собирались тогда, когда собирались выступить в поход, или выбирали хана. Но эти два мотива исчезли, с принятием подданства царской России. Раньше аксакалы, бии из разных местностей, из разных родов, прибывшие на сход, спорили, отстаивая интересы своего рода, общины».
Колонизаторы создавали список лиц, пользующихся авторитетом у народа, выступающих за интересы своего рода.
В 1842 году Пограничным управлением Сибирских казахов был дан приказ окружным приказам составить список особо влиятельных людей среди казахов. Сведения о людях, вошедших в этот список были опубликованы в 8-ом томе девятитомника «История Казахстана в русских источниках. XVI-XX веков» труд назывался «О почетнейших и влиятельнейших ордынцах». Об этом писала исследователь Оразгуль Мухатова:
«В этом списке значились такие передовые казахи, как: Кунанбай хаджи, Губайдолла Валиханулы, Таттимбет Казангапов, Мухамедгали Таукеулы, Наурызбай» (Мухатова О. Социально-экономические последствия колониальной политики царской России. – Алматы; Қазақ университеті, 2014. – стр. 30).
Можно сказать, что царская власть никогда не доверяла казахам, поэтому был создан список вышеназванных уважаемых людей. Были собраны сведения о людях, управляющих народом, исследовали их сильные и слабые стороны, если необходимо, то учитывали даже то, с кем они дружат, а с кем враждуют, и были уже продуманы пути их использования в интересах русских властей. Колонизаторы не доверяли даже Чокану Валиханову, царскому чиновнику. В своих воспоминаниях друг Чокана Г.Н. Потанин писал: «Чокан на год вперед закончил учебу. Потому что, было принято решение, что его, как представителя инородцев, нельзя допускать на последний курс. Так как, на последнем курсе преподавались чисто военные дисциплины: тактика, артиллерия, методы обороны».
Бекен ҚАЙРАТҰЛЫ,
исследователь