Мои предки были обычными декханами (егінші), о которых писал И.Алтынсарин в своем рассказе «Кипчак Сейткул»:
«В то время, когда в обычае была барымта, кипчак Сейткул жил с тридцатью сборными лачугами бедняков. Он задумался над тем, как бы сделать их богатыми, чтобы они могли жить как люди. Заниматься торговлей не было средств, если же промышлять барымтой и угоном чужого скота, то в один прекрасный день враги тоже могут отобрать награбленное, ибо, как говорят старые люди, "голова барымтача должна, в конце концов, остаться на дороге.
Все это обдумав и взвесив, Сейткул решил прежде всего найти удобное место для стоянки. Объездив много мест, он, наконец, задумал поселиться в Тургайской степи, в долине реки Кабырги. Он решил, что отсюда далеко расположены Ургенч и Коканд, и к тому же это место находится в стороне от башкир и калмыков; и если случится беда, то они близко будут находиться к кипчакскому роду. Поэтому это место понравилось Сейткулу. Поразмыслив одну зиму на старом месте, он в теплое летнее время перевез всех своих плохо одетых бедняков к речке Кабырге.
Памятник Кипчак Сейткулу, аул Кокалат, Жангельдинского района Костанайской области
По прибытии к берегам Кабырги Сейткул взял в руки кетмень и роздал кетмени тридцати беднякам. Они принялись ровнять и подготавливать землю для посевов. По примеру того, что они видели в Туркестане, вывели воду из речки в арыки и стали поливать посевы. Когда поспел хлеб, они сжали и собрали урожай.После того, как окончательно устроились на новом месте, Сейткул из года в год стал все увеличивать посевы. Возле арыка поставили чигири и стали гнать чигирями воду на посевы (в то время сеяли только пшеницу, ячмень и просо). Продолжая обменивать на скот излишки хлеба, они стали богатыми.
Видя все это, кочевавшая беднота из разных родов стала прибывать к Сейткулу, и через каких-нибудь пять-шесть лет аул Сейткула уже доходил до четырехсот хозяйств. В конце концов хозяйства как самого Сейткула, так и собравшихся вокруг него, имели много скота, а Сейткул стал уважаемым в народе человеком.
Далее он задумался над тем, как бы сберечь добытое трудом и потом богатство народа от зарившихся на него врагов - воров, степных волков. С этой целью Сейткул собрал народ и, посоветовавшись с ним, построил в удобном месте, на берегу реки, высокую стену из дерна, а к скоту приставил пастухов и вооруженную стражу (Кстати, отца моего назвали Корганом, который как-раз родился там (Аянбай түбегі). Кочевники, зарившиеся на их скот, узнав, что они представляют собой род, объединившийся и послушный одному человеку, не смели нападать на них.
Река Кабырга
Успокоившись и обезопасив народ с этой стороны, Сейткул посоветовал гнать скот для продажи в Бухару и Коканд и привозить оттуда добротные товары для казахов. Ежегодно ко времени сбора урожая в том огороженном месте он устраивал базар, нечто вроде ярмарки, и кочевое население к этому времени привыкло привозить шерсть, кожевенное сырье, а хлеборобы вывозили для обмена свой хлеб и товары. Таким образом, с одной стороны, от торговли, а с другой - от земледелия, аул Сейткула стал богатым.".
Известный казахский историк Е.Бекмаханов в своем труде «Казахстан в 20-40 годы XIX века», рассказывая об оседлой жизни Кипчак Сейткула из Тургайского края, писал, что он, наряду с пшеницей и просом, выращивал кукурузу, дыню, арбуз, лук, морковь, тыкву, огурцы, урюк, виноград.
Как отмечает Е.Бекмаханов:
"В первой половине XIX века земледелие распространяется на значительную часть казахской территории. По данным Сейдалина, «хлебопашеством занимались жившие в районе рек Тургая казахи Кипчаковского и Аргынского родов, состоявшие из отделений: Турайгыр, Каз, Кедель, Утеи, Таз, Крыкмултук, Айдарке, Актачки, Тагычи, Бакай. Они производили хлеб в таком количестве, что его хватало не только на снабжение притургайских казахов, но и других районов Казахстана. Из Сибири, от Баганалинского рода за хлебом в Тургай приезжали так называемые акшомши, или покупщики хлеба, с которыми у егыншей каждогодно в сентябре месяце происходит самая деятельная мена хлеба на скот, преимущественно на овец, тысячами пригоняемых означенными акшомшами».
По поводу распространения хлебопашества среди казахов Оренбургского ведомства генерал-адъютант Катенин писал Министру иностранных дел:
«Стоит только углубиться в степь на несколько десятков верст, и по долинам всех рек, впадающих в Урал, по Эмбе, Иргизу, Тургаю, Тоболу и их притокам, по большинству теряющихся в песках степных речках — повсюду встретит глаз более или менее значительные пространства распаханных или засеянных полей».
Об искусственном орошении свидетельствуют не только многочисленные остатки оросительных систем, но и сохранившаяся народная песня, в которой поется о выгодности полива с помощью «шыгыр». Шығыр (или «чигирь») — это водочерпальное колесо, которое приводилось в движение с помощью животных.
Шығырдың түп атасы әлі шынар,
Шынарға, сыйынбасаң шығар сынар
Шынарға әлі менен көп сыйынсаң
Қашанда егін бітіп, көңіл тынар.
Применялись и более примитивные способы полива с помощью кол-каугы, т. е. ведерка, привязанного к длинному шесту, или с помощью лотка — так называемого атпа, привязанного к одному концу шеста. При раскачивании шеста вода вычерпывалась из колодца, а затем отводилась по арыкам. Казахи, жившие по берегам Сыр-Дарьи и рр. Тургай и Иргиз, также занимались бахчевым хозяйством, огородничеством.
По рассказам Сейдалина, семена кукурузы, арбузов, дынь, лука, моркови и тыквы впервые были привезены в Тургай в 1800 году казахом Сеиткулом. За исключением урюка и винограда, все семена дали хорошие всходы. Кипчак Сейткул Маманулы был не только мастером на все руки, но и искусным оратором. В народе сохранились слова-изречения, сказанные Кипчак Сейткулом: «Посеешь хлеб – не узнаешь бед», «Живущий вдоль реки, не знает голода». Эти и многие другие его изречения стали известными пословицами.
По словам уважаемого султана Тлеу Сейдалина, Сейткул умер в 1830-х годах. Народ, почитавший этого мудрого человека, так и живет на берегу реки Кабырга. С тех пор в Тургайской степи обедневшие, потерявшие работу люди становятся хлебопашцами, и, если трудятся не ленясь, через несколько лет становятся по достатку равными с другим людям».
На той местности, где сеял хлеб наш предок, все еще сохранились остатки кургана, который он построил, территориально относятся к бывшему совхозу «Енбек» Жангельдинского района Костанайской области. Народ и по сей день придерживается традиций предков.
Амандык АМИРХАМЗИН