В 30-е годы Карагандинский исправительно-трудовой лагерь формировался, с одной стороны, из представителей бывших политических партий, кулаков и баев, а с другой – из проштрафившихся рабочих и крестьян.
Карлаг сложился как маленькое государство, ставшее одним из крупных филиалов ГУЛАГ (Государственное Управление Лагерями) и являлся почти самостоятельным ведомством на огромной территории Казахстана.
Основным направлением исправительно-трудовых лагерей стало массовое применение бесплатного труда заключенных и осуществление сталинской программы строительства социализма.
Карагандинский исправительно-трудовой лагерь был организован 19 декабря 1931 года, центр лагеря был расположен в селе Долинка, в 45 км от г. Караганды.
Карлагу было отведено 120000 га пахотнопригодных земель, 41000 га сенокосных площадей. Протяженность территории Карлага с севера на юг - 300 км и с востока на запад - 200 км.
Кроме того, вне этой территории имелись два отделения: Акмолинское, расположенное в 350 км от лагеря, и Балхашское отделение, расположенное в 650 км от лагеря.
Одной из главных целей организации Карлага было создание крупной продовольственной базы для бурно развивающейся угольно-металлургической промышленности Центрального Казахстана: Карагандинский угольный бассейн, Джезказганский и Балхашский медеплавильные комбинаты. Кроме того, для создания и развития этих отраслей промышленности необходима была рабочая сила.
Существуют представления о том, что Карлаг был организован на пустом месте, то есть в необжитой голодной степи Центрального Казахстана. Это в корне не верно.
На отведенной лагерю огромной территории находилось 4000 казахских юрт с населением 80 тыс. человек, 1200 дворов немецкого, русского, украинского населения.
После принудительного выселения местного населения, пустующие земли заняли многочисленные колонны заключенных. Они растекались по всей территории лагеря: строили железную дорогу, бараки для заключенных, скотопомещения, казармы для военизированной охраны, жилье для начальствующего состава. Управление Карлага подчинялось только ГУЛАГу ОГПУ (НКВД) в Москве. Республиканские и областные партийные и советские органы влияния на деятельность лагеря практически не имели. По существу, это было государство в государстве. Оно располагало реальной властью, орудием, транспортными средствами, содержало почту и телеграф.
Структура Карлага была довольно громоздкой и имела многочисленные отделы. Высокая рентабельность (дешевая рабочая сила, минимальная стоимость фондов, низкие амортизационные затраты) способствовала расширению производства.
Вся Долинка была опоясана колючей проволокой. Вход на территорию осуществлялся по специальным пропускам. Внутри разделение шло еще на две зоны. По углам каждой - сторожевые вышки. Заключенные размещались по всей территории Карлага.
За весь период существования Карлага в нем побывали более 1 миллиона заключенных.
Режим лагерей ГУЛАГа был рассчитан на полное подавление и уничтожение человека. Нужно было сделать безвольного, раздавленного, беспомощного раба, который механически ел баланду, спал на нарах и много работал.
О невыносимых трагических условиях жизни заключенных свидетельствуют воспоминания бывших заключенных, опубликованные на страницах периодических изданий, а также документы архивных фондов.
Для перековки сознания заключенных в Карлаге проводилась политико-воспитательная работа. Здесь участвовал целый комплекс воспитательных мер - от улучшенного питания до «высшей меры социальной защиты» - расстрела, социалистическое соревнование, была хорошо поставлена агитационная работа и др.
Огромный вклад внесли заключенные Карлага в военную экономику страны в годы Великой Отечественной войны. В Карлаге отбывали срок крупнейшие ученые, которые в дальнейшем заложили основы научно-исследовательской работы в учреждениях и учебных заведениях Караганды.
Как бы парадоксально это не звучало, но именно Карлаг, где томились сотни деятелей науки и искусства советской страны и зарубежья, стал первоначальным очагом культуры Караганды. Ими было оставлено уникальное культурное наследие, созданное в экстремальных, трагических обстоятельствах жизни.
К началу 50-х годов Карлаг насчитывал более двухсот лагерных отделений и пунктов в основном сельскохозяйственного назначения. Постепенно Карлаг становится обычным лагерем для уголовных преступников.
До его ликвидации в 1959 году там из «политических» никого не осталось и нарицательное имя «карлаговец» стало синонимом закоренелого преступника.
Сауле ШАЙМУХАНОВА
Карагандинский Государственный Технический университет