В докладной записке представителя ДТК ВЦИК Президиуму ДТК о состоянии детдомов в КАССР от 3 апреля 1933 года подробно раскрыто тяжелое положение безпризорных детей в Казахстане. Вот, что писал Зампред ДТК ВЦИК Савченко об этом.
Число безпризорных детей растет и может достигнуть 60 000 человек. Думаю, что с наступлением лета приток стабилизируется. На 1-е апреля было в детдомах 57-58 000 детей, 2500-3500 детей нужно было подобрать с улицы. Состояния детских домов ниже всякой критики, переполнены выше всяких мер, а отдельные детдома просто ужасны. Постельные принадлежности являются редкостью в этих домах; одежда и обувь отсутствуют, по одной рубашонке на двоих-троих детей, спят на голом полу. Одна кошма является роскошью. Питание детей местами просто преступное. Нет никакого контроля.
Финансирование детдомов просто издевательское, например, за 1935 г. детдома получили из причитающегося ассигнования от всех источников Казахстана вместо 4. 579.000 руб, принятых Правительством Казахстана, только 1.545.000 руб. или 33,9 %. Всю тяжесть финансирования Казахское Правительство переложило на средства Деткомиссии ВЦИК, котороая перевела в 1932 г. вместе с миллионом фонда имени Ленина 3524.300 руб. и краев. ДТК 500 000 руб. (с лишком), что вместе взятое представляет сумму более четырех миллионов руб., которые КазНаркомфин вложил в Казбюджет, и средствами центра и КазДТК покрывал бюджеты Казахстана, а средства Края отсутствовали, что и явилось колоссальным финансовым прорывом, а в отдельных детдомах – просто катастрофой. То есть, выделенные для Деткомиссии финансы использовались для других целей и расхищались другими ведомствами. А в расположенных отдельно, то есть в краевых детдомах положение было еще хуже.
Детдома остались без оборудования, без топлива, а дети – без одежды, белья, обуви и постели, а часто и без продуктов питания, в результате чего в громадном количестве детдомов большая смертность детей, а о воспитании и говорить не приходится. Кроме того, при той косности и бездушии КазНаркомпроса и его органов на местах к беспризорным детям, у меня нет никакой уверенности в том, что отпущенные Деткомиссией ВЦИК средства не пошли на другие цели. В 1933 году с финансированием детдомов дело обстоит пока не лучше. Например КазНКФ передал финансирование детдомами местам, а места, по имеющимся сведениям, фактически выполнили финансирование детдомов за первый квартал на 40-50%, из расчета на контингент 40.000 человек.
В результате детдома не могут выкупить даже тех крох, которые до них доходят, например детдома г.Алма-Аты в 1-й квартал не могли выкупить своих продуктов, одного мяса не выкуплено 844 килограмма. Самое ужасное, что, нет ни одного ответственного лица и такая ситуация во всем крае. В общем, до моего приезда настроение в Крае было спокойное или безразличное, тревоги не было, ни чувства человечности, ни сознания долга, ни ответственности люди не чувствовали. Деткомиссия, возглавляемая ОГПУ, обезличена, штат урезан до неработоспособности. Со своими задачами часового, охраняющего обездоленных детей, Деткомиссия не справилась. Работоло ОГПУ, но оно тоже просмотрело основное: финансирование и снабжения. То есть, дело не доведено до конца, не то чтобы увидеть положение дел в краях собственными глазами, туда даже не была отправлена проверка.
В Краевом комитете ВКП(б) по моей просьбе был поставлен вопрос о беспризорности во весь неприглядный его рост. Крайком быстро и решительно реагировал на изжитие нетерпимого положения, устранение основных причин бедствия, укрепления снабжения, финансирование, создание ответственности за дело, борьбу с беспризорностью. В соответствии с постановлением Крайкома, по моему докладу в КазЦИКе принято постановление, уточнившее и расширившее решение Крайкома. На призыв горячо отозвался Казкрайкомсомол, получился большой сдвиг. Еще до моего отъезда были громадные реальные результаты по снабжению, финансированию, размещению детей в лучшие условия.
Укреплен специальный аппарат в НКП в областях для ответственной оперативной работы по борьбе с беспризорностью, укреплена Казкрайдеткомиссия на 2 чел.инспекторов. сейчас необходимо следить за получившимся сдвигом, не дать созданному объему остановиться. Общественные организации, как-то: ОДД и РОКК (Российское общество Красного Креста) бездействуют, необходимо просить ОДД и РОКК принять меры помощи стихийному бедствию – беспризорным детям Казахстана. Считаю долгом довести до сведения о хорошем образце работы в детдоме №4 г. Алма-Аты. Заведующая детдомом: Мартынова Анна Филимоновна.
Все 96 детей здоровы, радостны, одеты и обуты. Благодаря преданности Анна Филимоновны в детдоме нет случаев инфекционных заболевании и других трудностей. Прошу Президиум Деткомиссии ВЦИК премировать Мартынову 500 руб. и грамотой. ЕЕ характеристику прилагаю. Постановление Президиума КазДТК от 23.03.1933 г.-2 экз., Постановление Крайкома ВКП(б) от 02.04.1933 г. - 2 экз., Постановление Президиума КазЦИКа от 01.04.1933 г. - 1 экз. и копии моих докладных записок Крайкому ВКП(б) и Крайпрокурору прилагаю.
Прилагаю Постановление Казкрайкомсомола, отпечатанное в газете «Ленинская смена» и другие акты, справки и заявления.
Савченко Зампред ДТК ВЦИК
1933 год, 3 апреля.
Секретный архивный документ принадлежит Национальному архиву РК