Когда говорят об асах, то обычно имеют в виду летчиков. Но свои асы были и среди танкистов. Это почетное звание во время Великой Отечественной войны получал тот, кому удавалось уничтожить в бою пять и более вражеских боевых машин. Одним из таких асов, наводивших ужас на противника, был наш земляк Жумаш Рахметов.
Рахметов Жумаш Рахметович - гвардии старший лейтенант, командир взвода 2-й роты 1-го танкового батальона 1-й Гвардейской танковой бригады 3-го Мех. корпуса, 1919 года рождения, Карагандинская область, Карсакпайский район, казах.
В 1939 году он поступил в Сызранское танковое училище и окончил его как раз перед началом войны. Осенью 1941 года его командировали в знаменитую 1-ю гвардейскую танковую бригаду генерала Катукова. Долгое время Жумаш Рахметов не участвовал в боях, поскольку служил в ремонтной роте. Он просился на передовую, но начальство долго не давало «добро».
В июле 1942 года Жумаша, наконец, назначили командиром танка КВ. В первом же бою, выйдя в разведку, он выявил огневую систему укреплений противника. Экипаж Рахметова уничтожил пять вражеских дзотов, две пушки, до 30 гитлеровцев, да еще доставил в штаб пленного.
Ветеран 1-й гвардейской танковой бригады Н. И. Тепов вспоминал: «Рахметов всегда был смелым, веселым, волевым и спокойным. В бою был бесстрашен, никогда не терялся и метко стрелял. Я на него полагался как на себя, а таких людей не забыть».
В конце сентября 1942 года советское командование стало готовить операцию «Марс» по прорыву обороны противника и уничтожению Западно-Оленинской группировки. 25 ноября танкистам была поставлена задача занять деревню Михеево и продолжить наступление. В поселке насчитывалось до 40 дзотов, противотанковая артиллерия, самоходки, 11 врытых в землю танков и до двух батальонов пехоты. Перед деревней простирались простреливаемые минные поля. В этом бою отличился командир взвода Рахметов, который первым ворвался в Михеево, уничтожил 13 дзотов, три пушки и более 50 гитлеровцев, за что был награжден орденом Красной Звезды.
1 декабря 1942 года Жумаш отличился в бою за деревню Новая Боярщина. Два танка под его командованием прорвались в тыл врага, уничтожили 12 ДЗОТов, перебили 80 гитлеровцев, захватили орудие, три миномета и пять пулеметов. Этот отважный маневр позволил советским бойцам захватить Новую Боярщину и Худулиху, которые являлись опорными пунктами противника. 19 декабря Жумашу было присвоено звание гвардии старшего лейтенанта.
Ветеран 1-й танковой бригады Петр Заскалько вспоминал: «Ночь с 23 на 24 декабря далекого 1942 года мы встретили в лесу вблизи деревни Жерносеково. Сидели в землянке без наката, а вернее, просто в яме, посередине которой отчаянно дымила бочка из-под газойля. Трескучий мороз, звездное небо да покрытые снегом ветви развесистой сосны. Лейтенант Рахметов, черноглазый, круглолицый парень, долго смотрел в ночное небо и, наконец, задумчиво произнес: «Вот такие же звезды, яркие и крупные, и у нас над Казахстаном, только Медведица здесь несколько на запад передвинулась». В этот момент раздался голос посыльного: «Командиры машин – к комбату!». Командиром батальона была поставлена задача обходным маневром, зайдя немцам в тыл, внезапно атаковать Кореневку и разорвать кольцо окружения. Для выполнения боевой задачи были определены четыре танковых экипажа. Возглавить группу приказали гвардии лейтенанту Рахметову. Прошло несколько минут, и, разорвав ночную тишину, загудели могучие двигатели заиндевевших тридцатьчетверок. Один за другим танки стали спускаться в овраг. Двигаясь по берегу небольшой речушки, они точно направились к своей цели. Скоро приблизились к тому месту, где должна была находиться деревня Кореневка. Остановив машину, Рахметов вылез из нее и стал всматриваться вперед. Было тихо и ничего не видно. Тем временем подоспели автоматчики, их рассадили по четыре человека на танк. К атаке все было готово.
В небо взвилась красная ракета. Заревели моторы танков. Дав по два выстрела по едва заметным снежным холмам и не прекращая огня, машины двинулись вперед. Фашисты не ожидали атаки с этой стороны, и хотя у них здесь располагались две противотанковые батареи, но орудия были нацелены на Осиновку и Смольково. Внезапный удар по Кореневке оказался неожиданным и для вышестоящего немецкого командования. Решив, что мы полностью овладели Кореневским опорным пунктом, оно отдало приказ открыть беглый артиллерийско-минометный огонь со стороны Борятино. Но их снаряды и мины ложились туда, где нас не было. Мы же продолжали двигаться вперед».
В Кореневке было уничтожено пять пушек противника, минометная батарея, шесть дзотов, восемь огневых точек. Противник начал отступать, а танкисты продвинулись к деревне Вериста. И снова в авангарде был танк Жумаша Рахметова. Вериста была взята с боем.
«Однако наш успех омрачился тяжелой утратой, –продолжает Петр Заскалько. – Рахметов остановил свой танк в центре деревни под одиноко стоящим дубом. Высунувшись по пояс из люка, он стал показывать другим экипажам в ту сторону, откуда по деревне вело огонь немецкое орудие. И в этот момент сверкнула молния и ударила по броне гитлеровская болванка. Рахметов стал медленно опускаться в машину. На руках боевых товарищей угасла жизнь нашего славного Жумаша».
За полгода боев гвардейский экипаж Жумаша Рахметова подбил 11 вражеских танков и уничтожил множество техники. За неоднократно проявленные в боях с немецкими захватчиками исключительные отвагу и геройство, блестящее выполнение заданий командования, гвардии старший лейтенант Рахметов Жумаш Рахметович посмертно был представлен к званию Герой Советского Союза. Боец был посмертно награжден орденом Отечественной войны I степени. А еще Рахметову досталась и высшая солдатская награда – он был навечно зачислен в ряды 1-го батальона 1-й гвардейской танковой бригады.