Родился Кажымукан в Акмолинской области. Мукан происходит из рода кипчак. Его предки: батыр Кобланды-Терликбай – Ойбас – Узун – Алтыбас – Карыс – Жоламан – Санбай – Шеди – Ернак – Мунайтпас. Отец Мунайтпас Ернаков был человеком весьма скромным и бедным, но обладал огромной физической силой.
Мукана многое связывало с Омском. Свою карьеру борца-профессионала он начинал в цирке Омска, построенном еще в XIX веке.
По воспоминаниям А.Г. Мазура, заслуженного мастера спорта, первое выступление Мунайтпасова на цирковой арене состоялось в Омске, ориентировочно зимой 1907-1908 года. Весь Омск был увешан афишами: «Самсон ХХ века – Терентий Корень». На арене Омского цирка Корень продемонстрировал трюк с тяжелой штангой, увешанной шестью смельчаками, после которого, по традиции – борьба со смельчаком из публики. На арену вышел Мукан – огромного роста широколицый мужчина. Сбросив малахай, ватный халат, он смело вступил в бой. Корень провел «мельницу» так резко, что с ноги Мукана слетел огромный валенок, угодивший в господина в первом ряду. Это вызвало полный восторг. Хотя и проиграл Мукан схватку, но стал героем дня.
Омск в 1917 году. Фото из Омского истироко-краеведческого музея
Кажымукан был крепкого, богатырского телосложения: рост 195 см, вес 139 кг, окружность бедер 71 см, бицепсы 47 см, окружность шеи 56 см, размер обуви 54. (инфографика)
Февральская революция 1917 года повлияла на события в Омске, на заседании городской Думы был создан Коалиционный комитет. Параллельно прошли выборы в городской Совет рабочих и солдатских депутатов. Лидеры партий ограничивались публичными словесными баталиями. Главным итогом митингов, собраний, демонстраций и маршей стала окончательная дискредитация прежней власти.
Но, несмотря на накал политических страстей, город продолжал жить обычной жизнью. Солдаты рукоплескали представлениям цирка Цезаря Арригони.
В кинотеатрах показывали картины, в том числе и на злобу дня, - «Революционные дни в Петрограде», «Керенский в Москве», «Гришка Распутин» и «Дом Романовых».
Все лето в Омске особенно по вечерам и выходным дням заполнялись публикой городские сады, театры и кинематографы. Война и революция, казалось, лишь увеличили тягу населения к развлекательному времяпрепровождению.
Одним из наиболее популярных мест гуляний горожан был сад «Аквариум». Здесь работал буфет, играл оркестр, устраивались танцы и маскарады. В саду давал спектакли «Интимный театр», репертуар которого составляли пьесы-однодневки – комедии, водевили и т.п.
Представления в «Интимном театре» пользовались огромным успехом, поэтому у касс сада «Аквариум» нередко возникали длинные очереди желавших попасть сюда.
Как отмечал «Омский вестник», в августе 1917 года в Омске были места, где можно было весело провести время.
3 августа - в кинотеатре «Гигант» демонстрировалась драма “Где правда”.
3-5 августа - в электротеатре “Одеон” показывалась тяжелая драма “И жизнь безжалостно их разбила”.
6 августа - в саду “Губарь” польское общество “Огниско” устроило народное гуляние. Вход 50 коп.
12 августа - в военно-гарнизонном собрании коллективом нестроевых команд омского гарнизона поставлен спектакль. По окончании танцы. Чистый сбор на нужды культурно-просветительской комиссии при коллективе.
13 августа - во второй женской гимназии собрание религиозно-философского общества. И.И. Попов прочитал доклад на тему: О взаимоотношении науки, философии, этики, религии”. Вход бесплатный.
17 августа – бенефис клоуна В.В. Матвейчука. Он сделал битковый сбор: уже к началу представления в кассе не было билетов даже на первый ряд.
19 августа - в цирке бенефис мусульманского богатыря Хаджи Мухана.
22 августа - в общественном собрании вечер интимной музыки. При участии исполнительницы русских и польских песен А.М.Загорской.
26 августа - в общественном собрании драматическая секция омской украинской вольной Громады поставило драму “Хмара”. После концерта танцы до 3 ч. ночи.
Имея такой успех в народе, немудрено что Хаджимукан был вовлечен в политическую борьбу. При этом, он поддерживал дружеские отношения как с лидерами Алаш, так и с представителями бедноты. Думаю, Мукан все-таки ценил в людях открытые, искренние, человеческие качества. Зачастую, лидеры Алаш проводили свои заседания под прикрытием выступления Хаджимукана. Объявление «Выступает артист цирка - Хаджимукан» было отличным способом отвлечь жандармов от собраний Алаш.
В романе «Тернистый путь» Сакен Сейфуллин так описывает сложную политическую атмосферу, в которую попал борец к октябрю 1917 года.
В Алаш-орде состояли сливки байской верхушки, сынки высокопоставленных чиновников, получившие воспитание в царских гимназиях, потомственные мырзы, можно сказать, элита нации. А в «Уш жузе» собрались омские городские жители, мастеровые, ямщики, пастухи. Оказался среди них и известный борец Хаджимукан. В дискуссиях, в словопрениях образованная знать, безусловно, была сильнее, а в своих действиях более гибка. А ее необразованные противники действовали с прямотой и простодушием бедняка, без хитрости и коварства, напрямик. Но пословица говорит: «Тот, кто силен физически, победит троих, а тот, кто силен знаниями — победит тысячу».
Хаджимукан мог уложить на лопатки десяток алаш-ордынцев, но в политической борьбе он был совершенно бессилен против одного Жаханши, образованного юриста.
Вот такой противоречивый был 1917 год в омском отрезке жизни палуана. Хаджимукан, несомненно, внес значительный вклад в историю Казахстана, много работ и исследований посвящено его творчеству, но на мой взгляд, в жизни казахского батыра еще много «белых пятен», которые ждут своего исследователя.