Организация школ была вызвана необходимостью царскому правительству готовить людей для административного аппарата в Казахском крае.
Так, в конце XVIII века. началась организация «гарнизонных школ» в прилинейных районах. В 1789 году в Омске открылась «Азиатская школа», готовившая переводчиков и писарей, в 1813 году - военное училище, преобразованное в 1847 году в Сибирский кадетский корпус, в 1825 году в Оренбурге было создано военное училище, также преобразованное в 1844 году в Оренбургский кадетский корпус.
Во всех этих школах, кроме русских, обучались и дети казахской знати. Как отмечалось в указах, школы должны были «способствовать сближению азиатов с русскими, внушать первым любовь и доверие к русскому правительству и доставлять краю просвещенных деятелей».
В 1841 году была организована школа в Ханской ставке, в которую также принимали главным образом детей казахской знати. В 1850 году в Оренбургской пограничной комиссии открылась школа, которая, как говорилось в ее уставе, готовила «способных людей к занятию по пограничному управлению мест письмоводителей при султанах-правителях и дистаночных начальниках в Орде, а также к исправлению и других должностей, на которые исключительно назначаются киргизы».
Школа была семилетней. В программе ее предусматривалось изучение русского и татарского языков, география, арифметика, мусульманское вероученье, составление деловых бумаг на русском и татарском языках.
С развитием капиталистических отношений в Казахстане требовалось большое количество образованных людей. Русско-казахские школы, открытые еще в первой половине XIX века, приспосабливались к требовниям колониальной политики царизма.
В новых условиях царизм не был заинтересован в развитии просвещения угнетавшихся им народов. В инструкциях, изданных Министерством просвещения, указывалось, что «народное образование на окраинах русской державы есть своего рода миссионерство, миссионерство есть своего рода духовная война...».
Организацию народного образования в Казахстане возглавили русские миссионеры, такие как Н. Ильминский, А. Алекторов и другие.
Н. Ильминский разработал свою систему просвещения нерусских народов России. Конечной целью образования он считал: «Обрусение инородцев и совершенное их слияние с русским народом по вере и языку». Для этой цели он предлагал открывать для казахских детей повсеместно элементарные школы на родном языке. В таких школах должен был усиленно изучаться русский язык. По Ильминскому, учителями должны быть подготовленные люди из числа казахов.
Ильминский в 1885 году писал: «Для нас вот, что подходящее было бы, чтобы инородец в русском разговоре путался и краснел, писал бы по-русски с порядочным количеством ошибок, трусил бы не только губернаторов, но и всякого столоначальника».
Не менее показателен и другой документ, письмо одного высокопоставленного чиновника Оренбургскому военному губернатору графу Сухателину: «Я не завлекаюсь гиперболическими желаниями филантропов устроить киргизов (казахов), просветить их и возвысить их на степень, занимаемую европейскими народами. Я от всей души желаю, чтобы никогда не сеяли хлеб и не знали не только науки, но и даже ремесла».
Ильминский придерживался принципа обучения русскому языку путем сравнения казахского с русским, предлагал заменить арабский алфавит русским для того, чтобы ученик казахской школы имел возможность без труда читать русские книги, но не мог читать религиозную литературу. В школьную программу он включал православное вероучение. Несмотря на реакционные цели, система Ильминского способствовала распространению русского образования среди казахских детей. Именно выпускники таких школ составляли ядро молодой казахской интеллигенции. Основная часть их впоследствии открыто выступила против внедрения миссионерской системы.
В конце XIX века во многих городах, деревнях и аулах открывалось множество школ, было положено начало политехническому и женскому образованию. При многих школах имелись интернаты. К этому времени в Казахстане было более 100 двухклассных школ с контингентом свыше 4 тыс. учеников.
Более способные выпускники русско-казахских школ поступали в кадетские корпуса и вузы России и зарубежных стран. Омский и Неплюевский кадетские корпуса готовили из числа казахской молодежи чиновников местного колониального аппарата. Большое количество казахских юношей учились в Санкт-Петербургском университете. Военно-медицинской Академии, Казанском, Томском университетах и других вузах.
Получило дальнейшее развитие традиционное образование. В казахской семье мальчиков и девочек 5-6 лет обучали дома, затем они поступали в трехклассные мектебы, где изучали грамматику и арифметику. Учебный план медресе включал такие предметы, как арабская филология, религиозное право, религиозная философия. Ученики также изучали общеобразовательные предметы и основы медицинской науки.
Медресе содержалось на средства частных лиц. Государство выделяло на развитие образования мизерную сумму. Медресе имело несколько дарисхана (классные комнаты), худжры (комнаты для проживания учащихся), комнаты для омовений, столовые и кухни. Учеников называли шакирами, учителей - мударрисами. На должность учителя принимали людей не моложе 40 лет, имеющих диплом медресе. Они получали в год до 700 рублей. Учебный год начинался в сентябре-октябре и кончался в мае-июне.
В мектебах и медресе учились дети не только зажиточных родителей, но и бедных.
Определенный вклад в развитие и становление педагогической мысли республики внесли видные государственные деятели С.Асфендияров, С.Д.Жандосов, Т.Жургенов, С.Мендешев, Т.Рыскулов, Н.Торекулов, И.Омаров и др., классики казахской литературы М.О.Ауэзов, С.Сейфуллин, И.Джансугуров, Б.Майлин, С.Муканов, Г.Мусрепов, Г.Мустафин, деятели искусства и науки А.Жубанов, С.Аманжолов, Е.Бекмаханов, М.Габдуллин, С.Жиенбаев, Х.Жубанов, К.Джумалиев, А.Маргулан, М.Сарыбаев, К.Сатпаев, Н.Сауранбаев, Д.Турсунов, М.Хамраев и др.
Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)