В V веке на историческую арену евразийского материка вышли кочевые племена тюрков, которые за короткое время продвинулись от Дальнего Востока до крымских степей и образовали свой каганат. В середине того же века на западных окраинах Евразии существовали великие державы, как Византийская империя, Сасанидский Иран.
Соперничество между тремя великими державами привело к напряженной политической обстановке. Одной из причин борьбы между ними стал шелк, особенно ценившийся в Византии, по своей стоимости он приравнивался к золоту и драгоценным камням. Посредством шелка византийские императоры нанимали воинов в Европе и подкупали правителей соседних, «варварских», германских и славянских племен, у которых шелк ценился еще больше.
В шелк одевалась высшая аристократия, поэтому потребность его в Византии была весьма высокой, однако она не имела еще достаточно развитого собственного его производства. Шелк в основном изготовлялся в Китае еще с первого тысячелетия до нашей эры. Тюрки разгромили северо-китайские княжества, а в битве при Бухаре между 561-563 гг. – эфталитов (Белые гунны). Тем самым тюркские каганы овладели большей частью восточного участка караванных дорог Великого шелкового пути, расположенных на территории Казахстана и в их руках оказались громадные запасы шелка. Однако сами тюрки торговыми навыками не обладали, они были скотоводами, охотниками, воинами. Их торговые дела начали прибирать к своим рукам согдийцы, которые помогая тюркам в торговле, сами же начали перепродавать шелк, получая значительную прибыль. Известно, что согдийцы, в силу своего стратегического расположения на транзитном пути запада и востока, были давними посредниками в торговле. Их торговые караван-сараи располагались плотной цепью по всему восточному участку Великого шелкового пути, от Бухары до Китая.
В это время, в силу сложившихся политической и экономической ситуации, каганом тюрков Истеми к иранскому шаху Хосрову I Ануширвану (531-579) был отправлен согдийский купец Маниах с предложением урегулирования торговли и провоза шелка на запад.
Но иранцы, опасаясь последствий подобной сделки, не только не подписали соглашение, а наоборот даже сожгли привезенный согдийцами шелк, тем самым вызвав политический кризис между этими двумя державами. Обе стороны начали готовиться к войне. Тюрки с этого момента начали привлекать в союзники себе Византийскую империю. Миниах во главе посольства был отправлен в Византию. Он совершил долгий и опасный путь из Средней Азии в 568 г., обогнув Каспийское море, через степи и горы Северного Кавказа, Севастополис (совр. Сухуми), а оттуда через Черное море в Константинополь. Миссия Маниаха была успешной. Византийский император, для укрепления союза с тюрками, отправил с ответное посольство к Истеми-кагану полководца Земарха, который прибыл в ставку кагана в 568 году на реке Талас.
Византийский историк Менандр сообщает, что в последующие годы осуществлялись обмен посольствами между Византией и тюрками. Вероятно, что результатом этих миссии стал экспорт шелка в Византию через Кавказ. Это подтверждают археологические материалы из могильника в ущелье реки Лабы Краснодарского края Российской Федерации. Среди разнообразных находок, датируемых VII-IX вв., особый интерес представляет «комплекс китайского купца», названный так А.А. Иерусалимской, и остатки одежды из согдийской ткани.
Кавказский шелковый путь функционировал, сравнительно недолго, вероятно до второй половины VI в., потому что между двумя странами (Тюркский каганат и Византия) не было достаточного доверия, в частности тюрки не особо доверяли дружбе византийцев. К тому же во главе шелкового пути и производства шелка стоял Китай. Считается, что в 553 году Византия уже имела свою шелковую промышленность. Во второй половине VI в. постепенно шелководство и шелкоткацкие мастерские также возникли в ряде городов Восточного Средиземноморья. По сообщению Феофана Византийского, император Юстин (565-578 гг.) показывал прибывшему к нему посольству от тюрок находившиеся в Константинополе помещения для разведения червей и шелкоткацкие мастерские. Византия была конкурентом Китая в торговле, главным объектом конкуренции были Центральная Азия и Иран.
Караваны с шелком с согдийскими купцами, которые зависели от тюрков, вероятно, шли по древнему торговому пути вокруг Аральского моря, в Нижнее Поволжье и на Северный Кавказ к аланским племенам или через Хазарию – могучее тюркское государство, созданное Юго-Восточной Европе, Северное Причерноморье и далее в Европу. Там лежала политическая подоплека Тюркского государства вести торговлю и охватить территорию. Но дальнейший контроль тюрками Великого Шелкового пути прерывается серьезными политическими процессами на Среднем Востоке и Средней Азии, связанные с арабскими завоеваниями и изменением политической карты мира. Арабское завоевание Средней Азии, продолжавшееся более ста лет, с середины VII- до второй половины VIII в. Закончилось Атлахской битвой в 751 году. Дальнейший контроль перешел в руки арабских купцов.
Даулет ИЗТЕЛЕУ
Перевод: Гульнур Сериккызы
Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)