Военная доктрина — декларация о политике государства в области военной безопасности, система официальных взглядов и положений, устанавливающая направление военного строительства, подготовки государства и вооруженных сил к войне, способы и формы её ведения. Основные положения доктрины складываются и изменяются в зависимости от политики и общественного строя, уровня развития производительных сил, новых научных достижений и характера ожидаемой войны.
Важнейшие из доктринальных вопросов аккумулируются в основах военной доктрины, например угрозы безопасности государства, и вытекающих оборонных задачах; политических и правовых основах военной доктрины; военно-стратегических основах военной доктрины; военноэкономических и военно-технических основах военной доктрины.
Как системы принятых в государстве официальных взглядов военная доктрина есть в любом государстве. Документы, где эти доктринальные взгляды излагаются, могут называться по-разному: в России, Белоруссии, Казахстане — «Военная доктрина», в США — «Стратегия национальной безопасности» и «Стратегическая концепция НАТО», в КНР — «Оборонная доктрина».
С момента образования суверенного Казахстана обеспечение национальной безопасности является главным приоритетом государства. Важнейшим слагаемым ее является военная безопасность, которая, в свою очередь, немыслима без создания и строительства вооруженных сил, определения военной стратегии Республики Казахстан. Военная стратегия Республики Казахстан призвана определять реальные и эффективные пути и средства обеспечения военной безопасности Казахстана как независимого государства применительно к его геополитическому и геостратегическому положению в современном мире. Указ Президента Республики Казахстан «О создании Вооруженных Сил Республики Казахстан» от 7 мая 1992 г. положил начало строительству армии суверенного Казахстана.
В феврале 1997 г. была создана Военная академия Вооруженных Сил Республики Казахстан, впоследствии преобразованная в Национальный университет обороны. В настоящее время в Казахстане уже выстроена развитая сеть военных учебных заведений различного профиля.
В 1999 г. впервые была принята Государственная программа военного строительства Республики Казахстан на период до 2005 г., определившая этапы и направления развития военной организации государства.
Значительные изменения претерпела военная география. Военные округа, а затем региональные командования стали новым современным элементом военной безопасности Казахстана.
С 2002 г. установлено, что бюджетное финансирование армии Казахстана должно быть не менее 1 % от валового внутреннего продукта. Это позволило Вооруженным Силам Казахстана существенно повысить интенсивность боевой подготовки, решить проблемы с материально-техническим обеспечением, увеличить денежное довольствие военнослужащим.
В 2003 г. была утверждена трехвидовая структура Вооруженных Сил, выделены такие самостоятельные компоненты, как Аэромобильные войска, Ракетные войска и артиллерия, Тыл Вооруженных Сил.
В 2006 г. принята новая Государственная программа развития Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Казахстана на 2006–2010 гг.
В 2007 г. с целью переоснащения армии в соответствии с лучшими мировыми стандартами утверждена Госпрограмма развития вооружения и оборонно-промышленного комплекса Республики Казахстан.
С первых дней существования Вооруженных Сил Президент страны Н.А.Назарбаев отмечал, что Казахстан считает «поддержание своей обороноспособности одной из важнейших государственных функций и делом всего народа... Наша главная цель — защита суверенности и территориальной целостности Казахстана».
Для определения основных направлений и содержания военной стратегии, военного строительства в условиях резкого изменения международной обстановки и строительства независимого демократического государства в 1993 г. была принята первая военная доктрина Республики Казахстан.
В военной доктрине нашло отражение такое положение, что Казахстан никогда и ни при каких обстоятельствах не начнет первым военные действия против какого-либо государства, если сам или его союзники не станут объектом вооруженной агрессии. Более того, в доктрине отмечалось, что Казахстан никому не угрожает, готов со всеми государствами строить отношения на основе взаимного учета интересов безопасности, не стремится к военному превосходству и рассматривает сокращение ядерных и обычных вооруженных сил как задачу исторического значения. Было также отражено, что Казахстан признает за каждым государством, нацией равное право на участие в решении всех вопросов международной жизни; выступает против силовой политики и гонки вооружений
Казахстан стал первым государством в Центральной Азии, принявшим военную доктрину. Военная доктрина 1993 г. сыграла положительную роль в формировании и становлении армии Казахстана, но вместе с тем многие положения к концу 90-х годов потеряли свою актуальность. В Казахстане произошло много изменений. Была принята новая Конституция Казахстана, утверждены Стратегия развития Казахстана до 2030 г. и Стратегия национальной безопасности на среднесрочный период, в которых определены приоритетные направления в сфере обеспечения военной безопасности. Произошли кардинальные изменения и в мире. Возникшие потенциальные угрозы вблизи границ Казахстана, вероятность проникновения на территорию страны вооруженных формирований экстремистов и международных террористов вызвали необходимость адаптации военной политики, военной стратегии, военной организации Казахстана к изменившимся обстоятельствам.
В этих условиях 10 февраля 2000 г. была принята вторая военная доктрина Республики Казахстан. За семь лет, прошедших с момента принятия первой военной доктрины суверенного Казахстана, кардинально изменилась обстановка в мире и Центрально-Азиатском регионе. Эти изменения коснулись как политических, так и военных аспектов. Необходимость разработки и принятия второй военной доктрины была связана со следующими обстоятельствами. Необходимо было предусмотреть в вопросах военного строительства стремительные изменения в средствах, методах и характере военных действий, произошедшие за последние годы прошлого столетия. Наглядной иллюстрацией новых тенденций в военной области стали действия НАТО на Балканах. Анализ опыта современных войн показал, что в военном искусстве приоритет отдается применению средств информационного воздействия, автоматизированному управлению боем, авиационным ударам, новым видам оружия.
Вторая военная доктрина явилась составной частью Стратегии национальной безопасности Республики Казахстан на 1999–2005 гг. В ней впервые гармонично были связаны необходимость развития вооруженных сил с характером реальных военных угроз, основными тенденциями в военном искусстве и экономическими возможностями государства.
В 2006 г. в своем Послании народу Казахстана Президент страны Нурсултан Абишевич Назарбаев поручил разработать новую военную доктрину, предусматривающую создание профессиональной армии, соответствующей международным стандартам.
21 марта 2007 г. была принята третья военная доктрина в истории Республики Казахстан, которая существенно отличается от двух предыдущих: первая основывалась на наличии в стране ядерного оружия, а вторая предусматривала участие Казахстана в глобальных войнах с привлечением огромных мобилизационных и людских ресурсов. Содержание последней военной доктрины Казахстана отражает перемены, которые произошли в мире за прошедшие 7 лет, а также изменения во взглядах руководства страны на приоритеты в области обеспечения военной безопасности в контексте изменений характера мирового развития. По сравнению с прежней редакцией предыдущих военных доктрин изменилась и структура нового документа.
Новая военная доктрина отображает современные военно-политические реалии, дает ответы на вызовы последнего периода времени, связанные с борьбой с терроризмом и экстремизмом. В ней предполагается, что Казахстан готов обеспечить свою территориальную целостность и суверенитет военными средствами, вести борьбу с терроризмом, незаконными вооруженными формированиями, а также оказывать посильную помощь, включая военную, своим союзникам, исходя из принятых им обязательств.
В октябре 2011 года была принята новая военная доктрина Казахстана. Военная доктрина носит оборонительный характер, в ее положениях сочетаются последовательная приверженность к миру с решимостью защищать национальные интересы и гарантировать военную безопасность страны. Согласно военной доктрине, государство во время высокого напряжения полагается на помощь коллективных систем, обеспечивающих военную безопасность. Казахстан является членом Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Казахстан поднялся на 13 позицию в Глобальном рейтинге военной мощи и занял 53-е место. Об этом было сообщено на сайте рейтингов Global Firepower. Напомним, что в рейтинге GFP рассматривался потенциал всех 106 государств. В рейтинге не учитывалась мощь ядерного оружия. Последняя доктрина Казахстана рассматирвает внутреннюю и внешнюю безопасность страны и показывает основное направление развития и политику страны.
Даулет ИЗТЕЛЕУ
Перевод: Гульнур СЕРИККЫЗЫ
Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)