Идея о переносе столицы у Нурсултана Назарбаева зародилась в уникальной конкретно-исторической ситуации перехода страны от тоталитарного режима к демократическому государству с рыночной экономикой. «В начале 1990-х годов, когда экономическая ситуация была достаточно сложной, больше всего нам была нужна вера в собственные силы. Вера в то, что мы сможем превратить Казахстан в сильное, процветающее государство. Именно тогда у меня появилась мысль о новой столице, которая станет олицетворением безграничных возможностей народа Казахстана». В этой мысли отразилась историческая закономерность развития государства и ее столицы.
Вопрос о переносе столицы Казахстана Нурсултан Назарбаев впервые озвучил в июле 1994 года на заседании Верховного Совета республики. Безусловно, решение о переносе столицы принималось нелегко. Об этом Глава государства неоднократно подчеркивал в своих выступлениях. Итогом встречи Главы государства с депутатами стало Постановление Верховного Совета РК от 6 июля 1994 года «О переносе столицы Республики Казахстан», в котором давались указания Кабинету министров в срок до конца 1994 года разработать технико-экономическое обоснование переноса столицы. Решение о переносе столицы было принято, когда Казахстан переживал серьезнейший кризис во всех сферах общества. Четыре года, вплоть до презентации новой столицы, Главе государства приходилось отстаивать свою позицию.
Новому государству нужна была новая, масштабная, объединяющая идея, которая могла бы сплотить народ в переходный период. Нурсултан Назарбаев обосновал эту государствообразующую идею: «Казахстан – евразийская страна. Акмола – один из географических центров Евразийского материка. В конфликтующей истории XX века мы впервые принимаем самостоятельное решение о столице своего государства, и на пороге XXI века заявляем о нашем выборе о расположении столицы государства под священным небом древней Сарыарки».
Нурсултану Назарбаеву пришлось преодолеть консерватизм мышления определенной части политической элиты страны, оппонировать на критику отдельных политиков. Одни объясняли принятие такого решения личными амбициями Н.А. Назарбаева, другие считали, что перенос столицы - это единоличное решение Президента, забывая при этом о Постановлении Верховного Совета РК 1994 года, многие говорили об огромных материальных затратах на реализацию такого масштабного проекта. Убеждая своих оппонентов в Верховном Совете, Президент Казахстана заявлял, что «безвозвратными расходами на перевод столицы были лишь затраты по переезду. Все остальное – это капитальные вложения, это инвестиции в будущее».
Адильбек Джаксыбеков – первый аким Астаны – вспоминает: «Бывшие мои коллеги по депутатскому корпусу, … вспоминали, что выступление Н.А. Назарбаева на пленарном заседании сессии 6 июля 1994 года не было встречено бурной овацией. Конечно, для многих слова Президента полной неожиданностью не являлись: в кулуарах о переносе столицы шли уже разговоры. И все же, говоря о реакции зала на ту речь Нурсултана Абишевича, мои собеседники чаще других слов употребляли «неожиданная» и «огорошенная». … Как акмолинец, я в душе радовался за свой город, но … тоже сомневался, что это произойдет, думал, может быть, остынет Президент, передумает».
Многие госслужащие из Алматы, по-видимому, хоть и поняли, что переезжать все-таки придется, в душе надеялись, что сроки не будут такими жесткими.
Новые исторические реалии давали шанс Казахстану начать крупномасштабный проект по переводу и строительству новой столицы на севере республики.
В этом контексте инициатива Президента становилась символом независимого Казахстана, освобожденного от тоталитарного прошлого, стремящегося к формированию основ государственности, исходя из национальных интересов и потребностей казахстанского общества.
Выбор новой столицы шел по 32 критериям. Среди них – социально-экономические показатели, климат, ландшафт, сейсмоусловия, наличие и перспективы развития инженерной и транспортной инфраструктур, трудовые ресурсы и многие другие. Нурсултан Назарбаев старался рационально обосновать и продемонстрировать, что предлагаемое неординарное и из ряда вон выходящее решение о переносе столицы готовилось тщательно, что в нем нет спонтанности и скоропалительности. Главными аргументами в пользу переноса столицы стала необходимость образования нового консолидирующего центра суверенного Казахстана и необходимость отделить нарождающуюся управленческую структуру от существовавшей бюрократической системы.
Нурсултан Назарбаев вспоминал, что было несколько городов, рассматриваемых как потенциальные варианты будущей столицы, в том числе Караганда, Жезказган, Актюбинск. Но из всех городов больше других отвечала всем требованиям будущей столицы Акмола. Расположение города почти в географическом центре страны позволяло эффективно осуществлять внутреннюю политику. Город в системе транспортной инфраструктуры представлял собой крупный железнодорожный узел, который мог решать народнохозяйственные задачи.
Город имел опыт и в административном управлении, являясь центром Целинного края. Вместе с тем в городе имелись административные здания, в которых могли разместиться республиканские органы управления и министерства.
Учитывался и экологический фактор. Новой столице страны природные катаклизмы не грозили. Открытая степь, свежий ветер, зеленый пояс формировали экологически благоприятный микроклимат столицы. Немаловажное значение имели и социо-культурные аспекты переноса столицы. В новой столице была возможность сформировать особенный культурный и духовный облик, уникальную духовную ауру.
Первоначально Акмола представлялась захолустьем для новоселов. Посмотреть нечего, сходить некуда. В магазинах города шаром покати – ничего не было. Но ничего – привыкли, постепенно все налаживалось.
Касым-Жомарт Токаев вспоминает: «В декабре 1995 года я в качестве министра иностранных дел организовал ознакомительную поездку глав дипмиссий в тогдашнюю Акмолу. Иностранные послы были шокированы видом этого провинциального города. В Акмоле мы увидели видавший виды старенький аэропорт, а по дороге в центр города - огромные портреты Героев Социалистического Труда. В самом же городе стоял огромный памятник лидеру мирового пролетариата Ленину, а также большой постамент с трактором в честь первоцелинников. Впечатление усугублялось врытыми в землю, покосившимися от ветров и ветхости жилыми домами и, конечно же, леденящим тело и душу морозом. Особенно тяжело пришлось послам теплых стран - Индии и Пакистана. С их лиц не сходила гримаса удивления и ужаса. Посол Ирана прибыл в Акмолу без шапки и после часового пребывания в новой столице, похоже, собрался в мир иной, куда, вероятно, и отправился, если бы не малахай, любезно подаренный властями города. Посол США Элизабет Джонс потеряла на ветру свою фетровую шляпу, за которой по полю на левом берегу Ишима гонялся практически весь дипкорпус. Это была очень забавная сцена.
Никто из послов не верил в быстрое осуществление плана по переносу столицы. На мои уверения в обратном дипломаты отвечали скептической улыбкой и сухими фразами о том, что город как в инфраструктурном плане, так и с точки зрения климата мало подходит для приема зарубежных представителей».
Дворец Независимости. Астана, 2008 г.
15 сентября 1995 года был опубликован исторический Указ Президента Н.А. Назарбаева «О столице Республики Казахстан», в соответствии с которым была образована Государственная комиссия по передислокации республиканских органов управления из Алматы в Акмолу.
После создания в 1995 году Специального фонда «Новая столица», предназначенного для обустройства Акмолы, куда направлялись финансовые вливания от приватизации государственной собственности, началось строительство новых административных зданий и жилья для государственных служащих.
В целях привлечения средств для устройства столицы в 1996 году был издан Указ о создании специальной экономической зоны (СЭЗ) в городе. Ее возглавил А. Булекпаев. В результате ее успешной деятельности город Акмола стал получать 60% всей прибыли от деятельности экономической зоны, тогда как 40% вырученных СЭЗ финансовых средств получал бюджет области. К 1997 году СЭЗ было собрано почти 70 млн. долларов для интенсивного строительства Акмолы. Проект «Свободная экономическая зона города Акмолы» стал мощным импульсом для бурного и интенсивного формирования столичной инфраструктуры и застройки районов города.
Финансирование грандиозного проекта шло и за счет продажи редких металлов за рубеж. Суммарно они составили около 20 млн. долларов, которые также вошли в копилку новой столицы.
Нурсултану Назарбаеву удалось взять беспроцентный кредит от иностранных инвесторов сроком на десять лет. За счет безвозмездных инвестиций в строительство Астаны удалось привлечь 200 млн. долларов. На полученные средства были построены многие архитектурные сооружения и комплексы Астаны. Среди них: «Астана-Байтерек», новое здание акимата, новая резиденция Президента Казахстана, а также фешенебельные гостиницы.
20 октября 1997 года был издан Указ «Об объявлении города Акмолы столицей Республики Казахстан». Согласно этому документу, Акмола вступала в права столицы Казахстана с 10 декабря 1997 года. 8 ноября 1997 года в центре Акмолы произошла торжественная церемония прибытия в новую столицу главных государственных символов.
Нурсултан Назарбаев никогда не забывал и всегда следовал старой доброй примете. Принимая особо важное решение, он по возможности стремится приурочить его на среду – золотую середину недели. С суевериями и мистикой здесь нет ничего общего, у казахов среда – благоприятный день для успешных дел и хороших начинаний. С легкой руки Президента перенос столицы из Алматы в Акмолу состоялся в среду, 10 декабря 1997 года. В этот день в Акмоле состоялось совместное заседание Парламента и Правительства. Это событие ознаменовало вступление в силу Указа о статусе и функциях Акмолы. На первом заседании были обнародованы первые Указы, подписанные Президентом в Акмоле. Вручены правительственные награды тем, кто внес наиболее весомый вклад в передислокацию столицы. В этот же день 10 декабря 1997 года был назначен аким города. Им стал Адильбек Джаксыбеков. Этот день, как, впрочем, и другие, для него закончился далеко за полночь. «Около часа ночи меня пригласили в Резиденцию. Нурсултан Абишевич был краток: у тебя есть опыт работы в конкретной экономике, организации нового дела. В строительстве новой столицы сегодня как раз и нужны рыночные подходы, чтобы делать все на высоком уровне, быстро, грамотно, по реальным средствам. …Просто руководить строительством и развитием столицы – мало. Надо будет с первых же шагов работать над стратегическими задачами. Ты знаешь, как я отношусь в Акмоле, поэтому прошу: не подведи. Будем работать на полном доверии, но спрашивать за все буду жестко.
Возвращался домой со сложными чувствами. … В ту ночь так и не уснул. Но под утро успокоил себя: не решаемые задачи - в основном, теоретические, а конкретные дела конкретно и выполняются. Так что будем работать».
Монумент «Қазақ елі». Астана, октябрь 2009 г.
Страхи и нерешительность акима на первых порах были вполне обоснованными. Озвучив на весь мир о том, что Астана стала столицей независимого Казахстана, теперь в кротчайшие сроки нужно было на деле поднять ее уровень до столицы мирового масштаба. Работа команде Нурсултана Назарбаева предстояла нелегкая. Ее еще предстояло начать работу со строительства инфраструктуры, автомобильных дорог, архитектурных комплексов, новых зданий и жилищных комплексов. А пока на тот момент город представлял собой типичный советский областной провинциальный городок, в котором даже не было достаточного количества ресторанов, кафе, парикмахерских, химчисток. Местные жители, привычные к серости, минимализму в быту, не понимали приезжих алматинцев, которых существующая действительность ввергала в настоящее уныние и скептицизм.
Однако постепенно разработанный Нурсултаном Назарбаевым план градостроительства начал действовать: были вырыты первые котлованы строящихся объектов, расширялись автомобильные дороги, закладывался фундамент первых домов и коттеджей. Дело спорилось, когда город готовился к первому грандиозному в своей истории мероприятию республиканского значения. 12 декабря 1997 года в новой столице прошла первая международная встреча на высшем уровне, в которой приняли участие главы правительств Турции – С. Демирель, Кыргызстана – А. Акаев, Таджикистана – Э. Рахмонов, Узбекистана – И. Каримов. Первое совещание на высшем уровне в столице было посвящено вопросам дальнейшего экономического сотрудничества, созданию единого рыночного пространства в Центральноазиатском регионе.
Кроме нового месторасположения столица обрела и новое имя. «Над вопросом переименования столицы я думал, что называется неустанно. И однажды ночью, точнее в два часа ночи, меня словно осенило – Астана! Столица она и есть столица! На казахском звучит очень красиво. Броско, ярко и очень звучно. Так же звучит и на русском и английском. В этом названии есть какой-то оттенок решительности, твердости и четкости – Астана! Словно какой-то броский и краткий лозунг, отражающий наши общие настроения и ожидания от переноса столицы», - писал Глава государства в своей книге «В сердце Евразии».
6 мая 1998 года был издан Указ Президента Казахстана «О переименовании города Акмолы – столицы Республики Казахстан в город Астана – столицу Республики Казахстан».
При назначении дня международной презентации Астаны выбор пал на среду, 10 июня 1998 года. Конечно же, сей факт не означал, что Нурсултан Назарбаев откладывал принятие срочных и важных решений только на среду. Если жизненная ситуация позволяла, он старался поступать именно так.
Начиная с этого момента Астана – новая столица независимого Казахстана – начала свой отсчет. В этот же день был издан Указ «Об образовании районов «Сары-арка» и «Алматы» в городе Астане – столице Республики Казахстан». На городской карте Астаны появились два района соединившие две части города – правое и левое побережье реки Есиль в одно целое.
Были сделаны большие макеты застройки Левобережья. «Поймал себя на мысли, что тогда, в те дня, представлялось: все это воплотится в жизнь не скоро, в каком-то далеком будущем. А сейчас, глядя на новый центр столицы, постепенно удивляюсь, как быстро все превратилось в реальность, хотя сам был непосредственным участником строительства», - вспоминает первый аким Астаны Адильбек Джаксыбеков.
Как показало время, Глава государства оказался дальновидным политиком. Строительство города дало мощный импульс развитию экономики не только столицы, но и всей страны. На стройках города работали сотни строительных компаний страны и дальнего зарубежья, десятки заводов стройиндустрии соседних регионов, десятки тысяч граждан со всего Казахстана получили работу.
Стратегия индустриально-инновационного развития на 2003-2015 годы взяла курс на диверсификацию экономики. В Астане в рамках реализации Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития РК на 2010-2014 годы по региональной Карте индустриализации запущено в эксплуатацию 19 проектов на сумму свыше 87 млрд. тенге, создано более 3 тысяч новых рабочих мест. Реальный рост ВВП столицы по итогам 2013 года составил 7%. Доля региона в ВВП страны составила 9,4% – это третий показатель по республике. Помимо этого, в реальном секторе экономики создано порядка 18 тысяч новых рабоАчих мест, из них в сфере малого бизнеса порядка 12 тысяч.
В городе осуществляются новые проекты кампаний, обладающих мировой известностью. Среди них такие проекты, как выпуск локомотивов «Дженерал Электрик», пассажирских вагонов «Тальго», электровозов «Альстом», вертолетов «Еврокоптер», общий объем производства которых только за прошедший год составил $500 млн..
Казмедиа орталығы. Астана, 16 ноября 2012 г.
В столице Казахстана созданы условия для осуществления инвестиционной деятельности. Функционирует Специальная экономическая зона «Астана – новый город». Ее главным звеном является Индустриальный парк площадью более 1000 гектаров, где уже реализовано и заявлено к реализации 50 проектов с объемом инвестиций до $1 млрд..
Задача образования единого административно-управленческого центра, решающего задачи строительства государственности в новых условиях, была решена. Проект Нурсултана Назарбаева о переносе столицы был успешно реализован в короткие сроки, дав импульс к модернизации внутренних и внешних процессов, создав благоприятные условия для нового территориального размещения производительных сил, транспортных коммуникаций, притоку инвестиций в Казахстан.
Новая столица решила многие социально-экономические, политические и экологические проблемы, обеспечила переход к современным технологиям, к формированию новых отраслей экономики, безопасности страны в условиях изменяющегося геополитического расклада сил, появления новых внешних угроз и вызовов. Решение о переносе столицы было не политической импровизацией Нурсултана Назарбаева, а ответом на объективные насущные потребности страны на переломном этапе ее исторического развития.
Арман СУЛЕЙМЕНОВ
использованы материалы из книги
Аяган Б., Ауанасова А. Нурсултан Назарбаев: человек у власти. – Алматы, 2015.