В отличие от большинства реформаторов периода перестройки, Назарбаев с самого начала был нацелен не на разрушение, а на созидание. Закрытие Семипалатинского ядерного полигона и активная роль Назарбаева в международных миротворческих инициативах сделали его известным и авторитетным политическим деятелем современности. Известный писатель Сергей Плеханов в книге «Не шелковый путь» раскрывает Нурсултана Назарбаева как человека и как политика.
Сергей Плеханов известен произведениями-исследованиями жизни и деятельности многих выдающихся политиков современности. Книгой "Не шелковый путь" была открыта тематическая серия "Мировые лидеры". Автор работал над ней более 15 лет, объездил весь Казахстан, посетил места детства, юности главного героя, беседовал с его близкими, помощниками и соратниками, встречался неоднократно с самим Президентом.
Не лишне будет напомнить слова главы МИД РФ Сергея Лаврова: "Из книги можно узнать, что жизненный путь Назарбаева отнюдь не был шелковым. Интересно и поучительно для многих действующих и начинающих политиков ознакомиться, как различные преграды на этом пути преодолевались благодаря одной единственной причине: всегда, что бы ни делал Нурсултан Назарбаев, он думал о своем народе".
Накануне 25-летия независимости предлагаем вспомнить, как развивались события после августовского путча 1991 года, что переживал Нурсултан Назарбаев, какие решения он принимал.
Меню для пира победителей
(Фрагмент из книги)
После роспуска КПСС у Н. Назарбаева выработалось четкое представление того, что теперь предстоит Казахстану, да и всему Союзу.
Бывший в то время Председателем Государственного комитета Казахской ССР по культуре Канат Саудабаев вспоминает: «23 августа меня пригласил Н. Назарбаев. Без долгих предисловий Нурсултан Абишевич сказал: «Теперь у нас с Москвой будут совершенно другие партнерские отношения. Партии больше не будет, да и Советского союза скоро не станет. Поэтому в Москве будет открыто Полномочное Представительство Казахской ССР в СССР – фактически наше первое посольство. Если ты не против я подпишу Указ о твоем назначении Полномочным Представителем». И уже 16 сентября Нурсултан Абишевич представил меня в этом качестве М. Горбачеву, который с горечью пошутил, что это второй Полпред в истории страны после Подвойского».
Тем временем события шли по нарастающей. Провозгласила независимость Украина. Объявил о самороспуске Съезд народных депутатов СССР. В очередной раз забуксовала подготовка Союзного договора.
Чем дальше, тем очевиднее становилось: дни Горбачева сочтены. Назарбаев осознал, что дело идет к развалу Союза и на повестке дня – полная независимость Казахстана. Он заявил о необходимости немедленно приступить к формированию собственного золотого запаса республики. Как и прочие республики, Казахстан обратился в ООН за признанием его как суверенного государства.
Хотя, выступая 26 августа на заседании Верховного Совета СССР, Президент Казахстана еще говорил о союзном договоре, его понимание внутрисоюзных отношений стало весьма отличным от того, что высказывалось им прежде: «Мы предлагаем заключение конфедеративного договора. Убежден что только тогда мы достигнем истинного равноправия республик. Возможно что только через это мы придем к настоящей федерации, в чем я уверен. Кстати, я хочу отметить, что новоогаревский договор является почти конфедеративным. Так что давайте честно признаем и поставим, наконец-то, все на свои места. Заключение неэкономического договора может быть только в стабильной и спокойной обстановке и только с теми республиками, которые полностью гарантируют права человека и доверяют друг другу».
В послепутчевый период влияние Назарбаева на общесоюзные дела стало определяющим, он превратился в подлинного политического тяжеловеса. Основные государственные вопросы отныне решала тройка Горбачев, Ельцин, Назарбаев. Или даже в другом порядке – Ельцин, Назарбаев, Горбачев. Так, именно Назарбаев по уполномочию президента Советского Союза огласил на Чрезвычайном (и последнем) съезде народных депутатов СССР заявление союзного президента и высших руководителей республик, в котором были изложены принципы существования государства на переходный период.
По инициативе Назарбаева 1 октября в Алма-Ате открылась встреча глав суверенных государств, пока еще де-факто входивших в Союз. На ней планировалось подписать Экономическое соглашение между республиками, оно по сути дела должно было подменить Союзный договор – во всяком случае так понимал дело Ельцин, который последовательно отбирал у Горбачева остатки властных полномочий. Отец перестройки всполошился, накануне встречи позвонил президенту Казахстана:
- Если будете принимать такой проект, Нурсултан, делайте это сами… Я не сомневался в тебе. Может быть поставить вопрос, как Экономическое соглашение соотносится с политическим союзом? В течении недели доработать, подписать, потом ратифицировать семи-восьми государствам. Образуется союзный рынок, а остальным придется иметь дело уже с этим союзом. Нам важно вскрыть проблему, кто куда тянет, и определиться. Борис Николаевич сказал, Союзный договор дело месяцев.
Назарбаев успокоил его, сказав, что выступает за скорейшее подписание Союзного договора. Но один он конечно не мог стать гарантом этого. А рычагов воздействия на Ельцина у Горбачева уже не было.
Тем временем Казахстан уверенно заявил о себе на международной арене. Еще в начале 1991 года президент Турции Тургут Озал посетил республику по приглашению Назарбаева. Таких полномочий – осуществлять внешнеполитические связи, минуя союзные власти, - прежде не было ни у одного из субъектов СССР. В ходе своих поездок по странам мира президент Казахстана установил прямые связи с многими ведущими политиками – президентом США Бушем, премьер-министром Великобритании Джоном Мейджором, президентом Южной Кореи Ро Дэ У, патриархом сингапурской политики Ли Куан Ю. во время визита в Китай были проведены переговоры и подписан ряд соглашений с руководителями КНР. Вместе с Ельциным Назарбаев посетил Нагорный Карабах, где им были инициированы переговоры по урегулированию армяно-азербайджанского конфликта.
Таким образом, президенты двух наиболее влиятельных республик взяли на себя функции развалившегося союзного центра.
Использованы материалы книги Плеханов С. Не шелковый путь. – Москва, 2015.