Памятник Караман-Ата расположен в центральной части Мангыстау, он состоит из трех частей. Это коридор, молитвенный зал и круглое помещение, в котором по преданию находится склеп Караман-Ата. Легенда гласит, что Караман-Ата был братом Шопан-Ата. Когда-то существовала подземная дорога, соединяющая две мечети, но она со временем провалилась. М. Мендикулов относит время строительства мечети Караман-Ата к ХІІІ веку. А Абильгазы говорит, что Караман-Ата – один из беков, пригнавших туркменов с Балкана в Мангыстау. Давайте подробно рассмотрим легенды о Караман-Ата.
Караман-Ата был одним из трехсот миссионеров, приехавших на Мангышлак распространять суфизм. Легенды разных народов несут и разную информацию о Караман-Ата.
В книге М.Мирзоева упомянуты каракалпакские легенды, в которых рассказывается об одноглазом великане-людоеде Караман, которого обхитрил и убил батыр Есим.
В другой каракалпакской легенде Караман – злой и жадный бай, проклятый за клевету и оскорбление Ходжи Ахмеда Яссави и превращенный шейхом в собаку-людоедку. Имя «Караман» встречается и в туркменских легендах: в далекие времена среди туркмен жили два брата Акман и Караман. Большим уважением и почетом пользовались они среди сельчан. Что-то стало причиной большой ссоры братьев с Ходжой Яссави. И братья вынуждены были переселиться со всеми своими соплеменниками-самырами на запад, в Мангистау. После смерти одного из братьев был возведен некрополь и подземная мечеть.
Сохранились и другие сведения середины XIX века «Предания адаевцев о святых, живших и умерших на Мангышлаке». В этих преданиях Караман-Ата был сыном Ихсана (Есен-ата) и внуком Чопан-ата (Шопан-ата). Он во всем был похож на деда, творил много чудес, построил мечеть в одном дне пути от могилы Шопан-ата. После смерти Караман-Ата был похоронен вблизи мечети. Однако где именно, до сих пор неизвестно. Мечеть Караман-Ата весьма почитается. На ней присягают именем святого все, от кого требуется очистительная присяга. Случалось, что ложно присягнувшие именем Караман-Ата тут же умирали и род их вскоре прекращал свое существование. До наших дней дошло предание местных жителей о том, что однажды между двумя родами, кочевавшими на Мангышлаке, произошел спор по одному очень важному делу. Для решения спора уговорились принять присягу сто человек с каждой стороны на могиле Караман-Ата. Одна сторона, будучи неправой, тоже приняла присягу. После клятвопреступления участники неправой стороны попытались отойти на сто шагов от места клятвы и оседлать коней, чтобы отправиться домой. Вдруг услышали гром, подобный пушечному выстрелу. Лица их помрачнели, и все сто замертво упали с лошадей.
Наиболее распространена в народе следующая легенда: поспорили однажды между собой туркменский и казахский народ. Чтобы покончить спор миром, решили привлечь к разбирательству Бекет-ата. Бекет-ата предложил совершить спор у могилы Караман-Ата. Из этого случая можно сделать вывод, каким священным местом считалось могила Караман-Ата.
В настоящее время основная часть могилы Караман-Ата ограждена. Площадь могилы составляет 4 га. На юго-западном склоне могилы расположены надгробные памятники без ограждений, относящиеся к VIII-IX вв. Их число - 40 штук. Общая площадь охраняемой территории - 7,2 га. В настоящее время памятник Караман-Ата охраняется законом в качестве культурного наследия в числе исторических памятников.
Даулет ИЗТЕЛЕУОВ
Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)