Исторический памятник сейчас превратился в центр религиозных обрядов, порой служит даже приютом для заблудившихся. Казахский народ издревле чтил священные места и учил своих потомков преклоняться перед ними. История мавзолея Кусбек торе напрямую связано с историей Каркаралинского района. Удивительно то, что великолепная архитектура, расположенная среди песчаного тростника, ковыли и типчака на левом берегу реки Талды в 20 километрах от города Каркаралы, сохранилась и по сей день. Кладбище состоит из разных мемориальных комплексов, отличающихся совей архитектурой и живописностью. На кладбище, предназначенном для степной знати, покоятся потомки Бокейхана - Тауке, Тугель, Кусбек, Исмаил торе.
Мавзолей Кусбек торе был построен во II половине ХІХ века. Его выделяет трехкамерность религиозно-обрядного памятника. Основная часть мавзолея выполнена в виде круглого строения и состоит еще из четырех дополнительных прямоугольников. Благодаря тому, что мавзолей был построен из обожженного кирпича, в состав которого добавляли конский волос и бараний жир, он не подвергся ни временным, ни климатическим изменениям.
Памятник этот остался без внимания и никогда не ремонтировался в советское время. Остроконечные трехкамерные кладбища имели куполообразные верхние части. В настоящее время эти купола повреждены. Только после обретения независимости на мавзолее Кусбек торе был проведен капитальный ремонт, и исторический памятник был обновлен. В этом деле непосредственное участие принимали директор Департамента культуры Карагандинской области Рымбала Омарбековна, а также ученый, первым исследовавший про Кусбека торе, Мынжасар Абдекенов. Благодаря ответственности и кропотливой работ этих людей, кладбище было внесено в список исторических и культурных памятников, имеющих государственную важность, и взято под защиту государства.
Кусбек и Алихан имеют одни корни, их дедушка – Бокейхан
Кусбек торе, правивший Каркаралинском округом, занимает особое место в истории. После смерти Абылай хана в 1781 году казахами продолжали править потомки ханов. Кусбек торе был известным политиком, великолепным оратором и верным своему слову правителем.
У Алихана Бокейханова, 150-летие которого празднуем в этом году, и Кусбека торе общий прадед – Бокейхан. Сына Кокжал Барака Бокейхана в 14 лет Казыбек би и Нурали би привозят в род каракесеков для возведения на ханский престол Среднего жуза. Об этом ученый Мынжасар Абдекенов писал: «После «Года Великого Бедствия» (Ақтабан шұбырынды, алқакөл сұлама) Казыбек би и Нурали би в 1748 году привели 14 летнего Бокейхана для правления освобожденных земель и возвели его ханом Среднего жуза. С тех пор, прошло 258 лет. История Бокейхана и его потомков за эти 258 лет являются историей центрального Казахстана, Каркаралинского края».
Он хотел построить мечеть еще до Кунанбая
Таким образом, цветущая степь превратилась в родной очаг потомков хана. В 1815 году Бокейхана с поддержки биев провозглашают ханом. Он умер в 1819 году в 85 летнем возрасте. После смерти Бокейхана его сын Чингиз некоторое время правит народом. Потомки Бокейхана Турсын, Тауке, Рустем, Исмаилхан, Жамантай становятся волостными, а Кусбек ага султаном. Кюй Таттимбета «Бес торе» (Пять чингизидов) посвящен пяти сыновьям Тауке.
Даже в некоторых сведениях говорится, что Кусбек торе является автором идеи строительства мечети «Кунанбай кажы» в Каркаралинске. Впоследствии Кунанбай строит мечеть в этом округе и продолжает дело Кусбека. Старший научный сотрудник музея Абая в Семипалатинске Муздыбай Бейсенбаев в своей статье, посвященной мечети Каркаралинска, пишет, что он нашел архивные документы, в котором говорится, как ага султан Кусбек Таукин просит привлечь ротных солдат в строительство мечети.
Об этом писатель Думан Рамазан в статье «Мечеть Кунанбая» пишет: «В эти годы (1849-1852) у Кусбек с Алшынбаем происходят разногласия и на очередных выборах Кунанбая назначают ага султаном. После этого в переписках касательно мечети с пограничным управлением имя Кунанбая упоминалась гораздо чаще, чем остальные. Если верить этим документам, то строительство мечети началось 7 января 1950 года и закончилось в течении двух лет. Также, мы видим, как Кунабай основательно приступил к этому делу, осознавая острую необходимость мусульман в этой мечети».
Напоследок хотим сказать, при упоминании Алихана, нужно говорить и о Кусбеке торе. Потому, что у них общие корни и предки. Хорошо бы не забывать о Кусбеке, правившем Каркаралинским округом и участвовавшем в политической жизни XIX века.
Алтынбек КУМЫРЗАК
Фото автора
Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)