Это было смутное время 1989 года. Время, когда частенько вспыхивали лозунги и призывы к перестройке. Время, когда ядерные взрывы, грохотавшие в Семипалатинском регионе в течении сорока лет, еще не полностью закрылись, и не утихли конфликты между военным руководством испытательных площадок и населением, пострадавшим от ядерных испытаний. Несмотря на такое положение, в результате упорной борьбы руководителя области Кеширима Бозтаева (Бозтаев, не советуясь с главой республики Г. Колбиным, напрямую направил письмо М. Горбачеву, где была изложена вся правда о полигоне) в Семипалатинск специально прилетели чиновники с Москвы, чтобы своими глазами увидеть здешнее положение. Среди этих чиновников, самым главным был заместитель Председателя Совмина СССР — председатель Государственной военно-промышленной комиссии И.С. Белоусов. Группа военных генералов, ученых атомщиков во главе с Белоусовым в ноябре 1989 года приехали в Семипалатинск.
Нынешняя библиотека имени Абая, известная в то время как Дом политического просвещения, имела по тогдашним меркам очень большой зал. У всех людей, заполнивших и зал и фойе этого здания, было только одно требование – раз и навсегда уничтожить место, несущее смерть и порождающее ужасные последствия. Несмотря на то, что взрывы были подземными, инертные газы от них распространялись по воздуху, здоровье жителей области было на очень низком уровне, нехватка продовольствия ощущалось повсеместно. Этот вопрос настолько обострился, что местное население вызвало их за стол переговоров и потребовало от московских чиновников раз и навсегда решить проблемы. За день до этого они посетили село Знаменка, расположенное в удобном месте полигона. Несмотря на то, что этим чиновникам несчастный народ показал своих детей, рожденных с физическими отклонениями, несчастных матерей, обнимающих их, бедственное положение, в котором они оказались, те были непреклонны и отстаивали свою позицию по этому поводу. Свидетель этой встречи, известный писатель, житель Семипалатинска Медеу Сарсеке в своей книге «Трагедия Семипалатинска» подробно описал этот случай. По решению Обкома партии Семипалатинской области было поручено найти острого на язык и смелого человека, способного дать отпор высокопоставленным лицам и поставить их на место.
«Когда оратор с трибуны закончил говорить, мне принесли микрофон, и я его дал Жаныс аксакалу»,- писал Медеу Сарсеке. Дальше он искусно рассказал про диалог между московским начальником и простым аксакалом из аула.
- Игорь Сергеевич, мы с вами познакомились вчера, и вы были у меня почетным гостем. Познакомившись поближе, мы оказались ровесниками, не так ли?..
– Правильно говорите, Жаке. Я вас особенно уважаю ...
– Я участник Великой Отечественной войны, всю жизнь проживаю в селе Знаменко, где вы вчера были. То есть, уже сорок лет как я соседствую с полигоном, которым вы возглавляете. И вред, который я получил от полигона больше волос на моей голове. Я хочу выразить свое желание, которое не смог вчера высказать, считая вас своим гостем... Игорь Сергеевич, я хочу задать вам один вопрос: вы сказали, что у вас есть жена, она еще крепка здоровьем?
Белоусов удивленно встал из-за стола и с ликованием посмотрел на аксакала:
– Нет смысла в жизни без женщин. Жена пока здорова, воспитывает внуков... Зачем вы об этом спросили, аксакал?
– Спросил, – сказал Туякбаев, – воспитывать внуков – настоящее счастье! Сколько у вас внуков, Игорь Сергеевич?..
Шумевший до этого зал вдруг притих, и наступила гробовая тишина. Белоусов с радушием посмотрел на ветерана и выждал, пока он закончит свою речь. За столом никто не пошевелился.
– Трое, аксакал. Двое еще не пошли в школу, дети моей младшей дочери... – сказал он.
– Спасибо за любезность, уважаемый гость! Если у тебя трое внуков, значит ты счастливый дед. Я тоже не беден, у меня двенадцать внуков!..
– Ого, вы оказывается, счастливее меня, от всей души поздравляю!
Многие люди, даже начальники на сцене изначально не поняли суть этого разговора. Они как будто с насмешкой отвечали на вопросы аксакала. Однако никто не понимал, что каждое слово старого ветерана было подобно выпущенной стреле и вело к глубокой пропасти.
– Хорошо, дорогой Игорь Сергеевич, перейду к сути вопроса. Если я правильно понял, вы перед началом этого собрания сказали: «И полигон, и его окружение не вызывает никакого риска, здесь все чисто. Нет никакой угрозы для разведения скота, для строительства домов. Сегодняшние взрывы вредят только подземной коре и никак не влияют пагубно на воздух, если иногда и появляются дым от них, они не вредят ни земле, ни воздуху». Так ли? – спросил Жаке и устремленно посмотрел на Белоусова. Игорь Сергеевич не понял его слов, имеющих подоплеку. Или специально не заметил?..
– Вы совершенно правы, аксакал. Или вы этому не верите? – спросил Белоусов с насмешкой, не скрывая своего удивления.
– Конечно, поверил, когда об этом утверждает такой высокопоставленный человек как вы, можно ли не верить? Вот поэтому, Игорь Сергеевич, я хочу вам сделать очень выгодное предложение. Это, конечно, будет очень выгодно и вам, и мне, и всем присутствующем в этом зале...
– Говорите, аксакал, я слушаю вас! Вы оказывается умный человек...
– Давайте поменяемся внуками: вы мне отдайте одного из внуков, еще не посещающего школу, самого младшего или старшего; затем по своему усмотрению возьмите одного или двух моих внуков; конечно на время, так скажем, на год... Я не испугаюсь, что мой ребенок станет русским в Москве, наоборот, язык изучит. Вы тоже не бойтесь, вы видели мою жену, она будет смотреть за вашими детьми как за своими...
Неизвестно как на это ответил чиновник, но большинство присутствующих обрадовались, как метко направил аксакал свои слова и как точно попали они в точку.
Из зала послышались ухмылки. Некоторые говорили: «Слова этого старика очень опасны. Он хочет посадить этих начальников на кол. Он - такой человек, кого хочешь победит тонким намеком...». Жаке нисколько не смутился. Томно закончил свою речь.
– Игорь Сергеевич, я не шучу. Я делаю вам выгодное предложение исходя из ваших слов. Если наша земля полностью очищена от радиации и других вредных веществ, мы оба не понесем убытка от того, что поменяем своих детей. Самое чудесное, вы заставите поверить всех людей вашим словам. Если вы отпустите своего внука в печальную Знаменку, кто еще посмеет не поверить вам?! На этом все закончится. Вы сразу получите разрешение на продолжении запланированных испытаний. А мы беззаботно будем расти своих детей, и разводить скот... Зал громко зааплодировал. Со всех сторон было слышно: «Молодец, Жабеке! Выдумал такое, умный!». Я тоже восхищенно хлопал», - писал писатель Медеу ага.
После такого удара важно ли, как ответил московский чиновник, или же важно как простой казахский старец защитил интересы своего народа? Необходимо брать уроки с таких случаев.
Этот аксакал - Жаныс Туякбаев, долгие годы работавший директором в поселке Знаменка, учитель казахского языка и литературы, искусный оратор, хорошо владеющий двумя языками, старый ветеран войны, дошедший до самого Берлина и увидевший своими глазами победу.
Зангар КАРИМХАН
Выражаем благодарность учительнице истории средней школы поселка Знаменка Жанасемейского района ВКО Алмагуль Машеновой за предоставленные фотоснимки.
Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111) Источник: http://e-history.kz/ru/publications/view/2324 © e-history.kz